ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

ЗиС-110 / 115 (1945 - 1958)

ЗиС-110, легковой автомобиль высшего (представительского) класса - первый советский послевоенный автомобиль. Его производство началось в 1945 году и закончилось в 1958, когда появился «ЗиЛ-111». 26 июня 1956 г. завод получил имя И.А.Лихачёва, и автомобиль был переименован в ЗиЛ-110. Вобщей сложности было выпущено 2072 экземпляра ЗиС-110 различных модификаций.

Ходили слухи, будто сам Иосиф Виссарионович повелел скопировать главный автомобиль страны – лимузин имени себя (ЗиС – Завод имени Сталина) с американского «Паккарда». Сколько в этом правды, теперь точно не ответит никто. Но проектирование автомобиля, предназначенного для высшего руководства страны, действительно было на контроле в самых верхах.

ЗиС-110 построили по американским канонам, стараясь перенять от (пока еще) союзников все самое передовое. Работа по созданию машины ЗиС-110 и всех ее будущих модификаций была поручена заместителю главного конструктора завода по легковым автомобилям - Андрею Николаевичу Островцеву, приглашённому на ЗиС специально для работы над этой машиной. До этого Андрей Николаевич работал главным конструктором на заводе «КИМ».

Взяв за основу Паккард 180, конструкторы «ЗиСа» не стали слепо его копировать, а подошли творчески и внесли ряд изменений в конструкцию автомобиля. Во-первых, отказались от запасных колёс в крыльях, оставив лишь одно колесо и убрав его в багажное отделение. Во-вторых, убрали внешние подножки в кузов. Третье, серьёзное изменение, касалось задней части машины. На Паккарде она непривлекательна и похожа на обрубок, поэтому специалисты завода несколько вытянули и приподняли заднюю часть кузова машины. В результате всех проведённых работ автомобиль только выиграл. За счёт отказа от запасных колёс он стал выглядеть динамичнее, а объемная и вытянутая задняя часть придала ему солидности. 20 сентября 1944 года Государственная Комиссия Обороны (ГКО) утвердила опытный образец ЗиС-110, а в конце сентября автомобиль ЗиС-110 пошёл в серию. Автомобиль получился очень солидным, большим и тяжелым. При колесной базе 3,76 м, его длина составляла 6 метров, а снаряженная масса – более 2,5 т.

Packard 180 (слева), послуживший образцом для советских лимузинов ЗиС-110 (справа). Несмотря на схожесть, автомобили были совершенно разными.


После принятия решения о начале производства автомобиля ЗиС-110 встал вопрос об изготовлении штампов для производства кузовных деталей. В отличие от кузовных штампов для производства деталей для «ЗиС-101», кузовные штампы для ЗиС-110 было решено изготовить самостоятельно.

До войны штампы для производства кузовов «ЗиС-101» заказывались в США и за них пришлось заплатить огромную сумму – около полутора миллионов долларов (в ценах того времени). И на их изготовление фирма «Бадд» затратила 15-16 месяцев. Теперь же ни валюты, ни времени не было, и завод ЗиС мог рассчитывать только на собственные силы и возможности. 

Двигатель, трансмиссия

Лимузин оснащался рядным 8-цилиндровым 4-тактным нижнеклапанным двигателем модели ЗиС-110, рабочим объёмом 6002 см³ и мощностью 140 л.с. при 3600 об/мин. Мотор отличался высоким крутящим моментом, исключительной эластичностью и бесшумностью.

Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидротолкатели клапанов, которые не требовали регулировки. Распределительный вал приводился при помощи бесшумной пластинчатой цепи Морзе.  Воздушная заслонка и жалюзи радиатора были автоматическими, закрывающимися в зависимости от температуры воды в системе охлаждения! Цилиндры двигателя были расположены в ряд, сам блок цилиндров и его головка были отлиты из чугуна. Степень сжатия по тому времени была довольно высокой и составляла 6,85, что требовало использования бензина с октановым числом не ниже 74, когда весь автопарк страны работал на бензине А-66. Даже считавшийся весьма качественным авиационный бензин Б-70 здесь не подходил. Поэтому вместе с началом комплектования государственных гаражей ЗИСами, нефтеперерабатывающая промышленность получила задание срочно наладить выпуск нового сорта бензина – А-74.

Лимузин ЗиС-110 мог развивать скорость до 140 км/ч и являлся в те годы самым быстроходным серийным советским автомобилем. С места скорость 100 км/ч ЗиС-110 набирал за 28 с. Правда, эта тяжелая и быстроходная машина отличалась и очень большим расходом топлива - 28 л/100 км.

Механическая 3-ступенчатая коробка передач была оснащена синхронизаторами и управлялась рукояткой, расположенной на рулевой колонке. В редукторе заднего моста были использованы гипоидные шестерни главной передачи, что позволило значительно понизить ось карданной передачи, а, значит, и уровень пола.

Электрооборудование

Электрооборудование было типичным для тех лет – 6-вольтовым, хотя уже к тому времени считавшееся несколько устаревшим. Аккумулятор - 3СТ-135ЭА, генератор - Г-16, стартер - СТ-10. Штатно была предусмотрена возможность установки резервного аккумулятора и дублирующей системы зажигания. У ЗиС-110 было два задних фонаря, хотя тогдашние ПДД разрешали ставить только один левый, что и делалось серийно на большинстве советских автомобилей тех лет для удешевления. Вместо обычных фар с отдельными лампами, отражателями и рассеивателями применялись лампы-фары, в которых сама колба являлась и отражателем, и рассеивателем. До появления галогеновых блок-фар такое решение применялось в автопромышленности редко. ЗиС-110 был первым советским автомобилем с указателями поворотов. Включались поворотники левым подрулевым рычажком, как и на современных автомобилях, хотя тогда обычно применялись переключатели на приборной панели. На части автомобилей устанавливались спецсигналы — сирена и дополнительная центральная фара дальнего света.

У ЗиС-110 не было заводной рукоятки – только электростартер. От кривого стартера отказались, считая, вероятно, что для такой машины это просто неприлично.

 

Салон и комфорт

В салоне – радиоприемник (как писали в инструкции «6-ламповый супергетеродин»), часы, мощный обогреватель, прикуриватель, и уж совсем чудо – электрогидравлические стеклоподъемники, в том числе для перегородки салона! Электрический насос подавал масло к гидроцилиндрам, двигающим стекла.

Кроме того, система отопления и вентиляции отличалась высокой эффективностью и в полной мере обеспечивала уют и комфорт во время поездок партийных боссов.

Приборная панель включала в себя спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, масляный манометр, контрольные лампы левых и правых указателей поворота (красные), дальнего света (синяя или фиолетовая), зажигания (зеленая). Стрелка спидометра имела трехцветную подсветку, переключающуюся в зависимости от скорости: на скорости до 60 км/ч включалась зеленая подсветка, от 60 до 120 км/ч — желтая, свыше 120 км/ч — красная. Числа на шкале спидометра не имели последних нулей, то есть вместо «80», «100», «120» и т. д. было «8», «10», «12» и т. д. Контрольные лампы обозначались не значками, а подписями.

Определенно одна из черт, необходимых профессиональному шоферу шесть десятилетий назад, – некрупная комплекция. Прямо как в кавалерии и танковых частях! Тот, кто за рулем, должен быть готов к тяготам и лишениям госслужбы. Впрочем, при определенных навыках найти удобную позу нетрудно: руки на нижней половине руля, ноги не слишком выпрямлены, а потому готовы к взаимодействию с очень тугими педалями.

Спинки передних сидений образовывали внутри салона толстую перемычку, соединявшую центральные стойки кузова. Из перемычки выдвигалась стеклянная перегородка, которая отделяла переднюю часть кузова от задней. Кроме того, в нишах перемычки помещались два дополнительных откидных сиденья (их иногда называли страпонтенами), которые позволяли увеличить общее число мест в машине с пяти до семи.

Пассажирское заднее сиденье было очень комфортным благодаря интересной технологии набивки: в чехол очень плотно закачивался насосом гагачий пух.

Бронированный лимузин ЗиС-115 (1946 – 1954)

На базе ЗиС-110 была создана его разновидность - ЗиС-115 с бронированным кузовом и дополнительным оборудованием салона. Снаряженная масса этой машины достигала 7300 кг. Она имела задний мост с полуосями полностью разгруженного типа и шины увеличенного размера 7,50-17 вместо 7,50-16 дюймов у серийной модели. Кроме того, на ЗиС-115 был более мощный (162 л. с.) двигатель с двумя карбюраторами.

Всего было изготовлено 32 экземпляра бронированных автомобилей этой серии. Сегодня в мире осталось только два автомобиля ЗиС-115, каждый из которых оценен специалистами - любителями уникальных автомобилей более чем в 4 миллиона американских долларов. Один из двух оставшихся «монстров» находится в Швейцарии.

Модификации ЗиС-110

ЗиС-110А— автомобиль скорой медицинской помощи;

ЗиС-110Б— фаэтон со складной матерчатой крышей, выпускался в (1949—1957 гг.); 3 экземпляра были отправлены в Чехию для парадов.

ЗиС-110В— кабриолет со складным электрическим тентом и стеклами, опускавшимися вместе с рамками, построен в 3 экземплярах;

ЗиС-110Ш— экспериментальный полноприводный автомобиль. Было создано 4 экземпляра: 2 на шасси Dodge WC51 и 2 на базе отечественных агрегатов. Впоследствии все 4 машины были уничтожены, дав начало модели 110П.

ЗиС-110П— полноприводный автомобиль;

ЗиС-110Ш— штабной автомобиль;

ЗиС-110И— поздняя модификация с двигателем и автоматической коробкой передач от автомобиля «ГАЗ-13 Чайка». Переделывался на ремонтных базах согласно официально распространяемой инструкции с завода «ЗиЛ».

 

Автомобиль не для всех

Купить ЗиС-110 и, уж тем более, ЗиС-115, разумеется, было нельзя, только – заслужить. Машиной, например, поощряли самых заслуженных ученых. Например, правительство премировало ЗиСом И.Курчатова – за успешное создание столь необходимого стране «изделия», тоже обладающего огромной энергией.

Один из таких лимузинов вождь подарил Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому. Как писала тогда "Правда", главная газета страны: «…Русской Православной Церкви: За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Будучи в юности семинаристом, и хорошо зная каноны православной церкви, глава самого атеистического государства поручил подготовить автомобиль в зеленом цвете. Зеленый цвет считается Патриаршим цветом. В настоящее время подарок Сталина стоит в Ломаковском автомотомузее в Москве.

Еще один ЗиС-110 в 1949 году Сталин подарил молодому тогда руководителю Северной Кореи Ким Ир Сену. Любопытна последующая история с этим автомобилем. Во время Корейской войны и стремительного отступления северян автомобиль был брошен и достался противнику. Неведомыми путями впоследствии сталинский подарок очутился в США, где, как предмет коллекционирования, переходил из одних рук в другие.  Однако, власти Южной Кореи приложили максимум усилий по поиску и последующему выкупу лимузина. В 1982 году автомобиль вновь оказался в Корее, и в настоящее время находится в музее авиации и космонавтики недалеко от южнокорейского города Сачхон. Еще одна деталь: в 1996 году лимузину вернули первоначальный цвет – черный вместо красно-оливкового, который был у него в Америке.

И представьте: наряду с этим ЗиС-110 работали в такси и «скорой помощи»!

Технические характеристики ЗиС-110 / 115

  Модификация ЗиС-110 ЗиС-115
  Тип кузова 4-дверный лимузин 4-дверный лимузин
  Чисо мест 7 7
  Система питания карбюратор 2 карбюратора
  Число цилиндров  8 в ряд 8 в ряд
  Рабочий объем, л 6.007 6.007
  Макс. мощность, л.с./об. 140 / 3600 163 / 3600
  Крутящий момент, Н*м/об. 392 / 2000 460 / 2000
  Привод задний задний
  Трансмиссия 3-ст. мех. 3-ст. мех.
  Длина, мм 6000 6000 
  Ширина, мм 1960 1960
  Высота, мм 1730 1730
  Колесная база, мм 3760 3760
  Снаряженная масса, кг 2575 7300
  Полная масса, кг 3335 8000
  Макс. скорость, км/час 140 110
  Разгон 0‑100 км/ч, с 28,0 35,0

 

По материалам autoreview.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam