ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Tatra T77 (1934 - 1938)

Представительская модель Tatra T77 была официально представлена общественности 5 марта 1934 года на автосалоне в Праге. Это был один из первых автомобилей с аэродинамическим дизайном кузова и задним расположением двигателя с воздушным охлаждением. На открытии автосалона в Праге модель T77 произвела настоящий фурор — до этого никто из автопроизводителей не представлял ничего подобного. На следующий день после премьеры группа журналистов и представителей фирмы собралась на шоссе Прага — Карловы Вары для проведения испытаний.

Кузов и дизайн

Дизайн этого автомобиля в те времена казался просто фантастическим – все подчинялось аэродинамическим расчетам, которые продиктовали подобные футуристические формы. Новая Татра не была похожа ни на один из существующих автомобилей того времени, это была новая глава в истории автомобилестроения. Она положила начало эры автомобильных аэродинамических кузовов. Позже эти стилистические идеи мы увидим на первых «Фольксвагенах» и «Порше», «Саабах» и «Ситроенах», но чехословацкие инженеры были первыми…

Tatra T77 1934 года - первый автомобиль с аэродинамическим дизайном


Приземистый и вытянутый силуэт, бесконечные «чистые» линии без лишних деталей. Привычные выступающие подножки отсутствовали, а дверные ручки были утоплены в кузов. Фары не стояли отдельно, а цилиндрами выступали из капота. Сам капот был коротким и покатым, под ним разместились запасные колеса, аккумулятор и бензобак. Мотор был смонтирован позади задней оси. Благодаря своему тщательно проработанному стилю, Tatra Т77 имела сверхнизкий коэффициентом аэродинамического сопротивления — на уровне современных спорткаров.

В основе Tatra T77 лежала рама хребтового типа — труба прямоугольного сечения, протянувшаяся от передней подвески к мотору. Ее наличие выдавал высокий тоннель на полу.

Кузов Т77 получился таким широким, что в него без особых проблем могли разместиться шесть человек – три спереди и три сзади. На выставочном образце руль даже находился прямо посередине приборной панели, и только на серийных экземплярах его сместили на правую сторону — дорожное движение в Чехословакии в то время было левосторонним. За задним сиденьем располагался объемный багажник, а крыша выполнялась из плотной материи, складывающейся назад.

8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения располагался за задней осью и был сблокирован с коробкой передач


Разработка перспективной машины T77 с новой заднемоторной компоновкой и оригинальным кузовом велась в обстановке строжайшей секретности. Главный конструктор завода Tatra, Г.Ледвинка, и ведущий конструктор новой модели, А.Юбельаккер, прекрасно знали, что многие фирмы проявляют интерес к аэродинамическим кузовам. Таким образом, они старались обезопасить свою фирму от промышленного шпионажа.

Двигатель, трансмиссия, ходовая

Двигатель новой аэродинамической Татры представлял собой V-образную «восьмерку» с рабочим объемом 3.0 литра. Цилиндры располагались относительно друг друга под углом 90°. Мощность мотора составляла 60 л. с. при 3500 об/мин. Двигатель охлаждался воздухом, который ловили огромные воздухозаборники в хвостовой части кузова. Охлаждение горячего сердца Татры осуществлялось также при помощи двух многолопастных вентиляторов, приводимых в движение ремнями. Кроме этого, мотор охлаждался еще и за счет циркуляции масла — в системе смазки был предусмотрен маслорадиатор. Такая же система, причем отдельная, была и у 4-ступенчатой коробки передач, которую сблокировали с мотором в единый корпус — при необходимости для ремонта его можно было целиком демонтировать. От находящейся внутри колесной базы коробки к водительскому месту тянулись длинные кулисы, спрятанные в центральную трубу рамы. Кроме них, в этой «хребтовине» через весь кузов тянулись бензопровод, тросы привода сцепления и тормозной системы, а также трубки централизованной смазки шасси — Tatra T77 снабжалась даже этим устройством. По рекомендациям завода-изготовителя через каждые 200 км нужно было нажимать на небольшую педаль в полу - тогда смазка подавалась к двум десяткам точек в подвеске, рулевом механизме, педальном узле, приводе сцепления, к разным шарнирам и втулкам. Независимые подвески передних и задних колес располагали одной поперечной рессорой с гидравлическими амортизаторами каждая.

Сблокированные в один корпус мотор и КПП можно было легко демонтировать - выкатить вместе с ведущим мостом


Аэродинамическая машина массой 1700 кг, оснащенная 60-сильным двигателем, могла развивать максимальную скорость 130 км/ч, что являлось просто превосходным показателем, особенно учитывая тот факт, что скоростные показатели автомобилей тех лет с классической компоновкой и аналогичной мощностью мотора составляли около 120 км/ч. При этом, Татра расходовала всего 15 литров бензина на 100 км пути, что также являлось рекордным показателем среди одноклассников.

Модернизация

Следующая модификация Татры - T77A вышла уже в 1935 году и обладала еще большим числом технических новшеств. Например, одной из новинок была центральная фара, которая поворачивалась вслед за рулевым колесом - вернее, она могла занимать одно из трех фиксированных положений.

Увеличив объем двигателя до 3.4 литра, и доведя его мощность до 70 лошадей, удалось повысить максимальную скорость до 145 км/ч. Некоторые доработки кузова еще больше снизили лобовое сопротивление - его коэффициент стал равен 0.212, что является совершенно фантастическим значением даже для современных автомобилей (для сравнения: у современных Порше он равен 0,25-0,27). Модернизированный кузов модели T77снабдили оригинальным и характерным «хребтовым плавником», который являл собой вертикальный гребень, расположенный в задней части автомобиля,

Трехглазка Tatra T77A 1935 года с поворотной центральной фарой и хребтовым плавником, оснащалась мотором 3.4 литра


Производство обеих моделей (T77 и T77A) было очень ограниченным - в период производства, с 1933 по 1938 годы, было выпущено всего 105 штук модификации T77 и 150 штук - T77a, включая опытные экземпляры и прототипы. Следует также отметить, что собирались эти машины вручную, и не существовало двух совершенно одинаковых Татр (некоторые отличались довольно сильно).

Одно время у австрийской фирмы «Stoewer» были намерения закупить у чехов лицензию на производство 77-й модели, но финансовые трудности не позволили осуществить проект. А тем временем конструкторы Татры работали над устранением главных недостатков Т77 - большого веса и неудовлетворительной управляемости, как следствие неравномерного распределения веса по осям. Так, на чертежах стали просматриваться черты будущей модели. Она появилась в 1936 году и получила обозначение Татра 87.

Технические характеристики Tatra T77 и T77A (1934 - 1938)

  Модель T77 T77A
  Страна изготовитель Чехословакия Чехословакия
  Годы выпуска 1934 - 1935 1935 - 1938
  Компоновка заднемоторная заднемоторная
  Число дверей 4 4
  Число мест 6 6
  Система питания карбюратор карбюратор
  Число цилиндров  V8 V8
  Рабочий объем , см³ 2 960 3 395
  Макс. мощность, л.с. / об. 60 / 3500 70 / 3500
  Крутящий момент, Н*м / об. - -
  Тип привода задний задний
  Трансмиссия 4-ст. мех.  4-ст. мех. 
  Длина, мм 5 000 5 000
  Ширина, мм 1 650 1 650
  Высота, мм 1 420 1 420
  Колесная база, мм 3 150 3 150
  Передняя колея, мм 1 300 1 300
  Задняя колея, мм 1 300 1 300
  Передняя подвеска независим. независим.
  Задняя подвеска независим. независим.
  Размер шин 4,50-16 4,50-16
  Рулевой механизм реечный реечный
  Масса снаряженная, кг 1 700 1 700
  Макс. скорость, км/час 130 145
  Разгон 0‑100 км/ч, с 40,5

35,0

  Расход топлива, л/100 км 14,0 15,0
  Число выпущенных машин 105 150

 

 

Источник: "Моделист-Конструктор" 1979, №5

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam