ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Skoda Octavia / Felicia (1959 - 1971)

Автомобиль с названием Octavia появился в модельной линейке у чехословацкой компании Skoda впервые в 1959 году. Сказать, что Skoda Octavia являлась новой моделью завода, было бы не совсем верно, т.к. она представляла собой всего лишь модернизированную версию серии 440, производство которой наладили еще в 1954 году. До 1959 года шкодовские модели не имели собственных имен – они носили индексы. Почему, собственно говоря, модель получила такое название? Ответ очень прост – это была восьмая (а с латыни octa – восемь) по счету машина в производственной программе заводов Skoda.

Начиная описание Октавии 1959 года, которая носила заводской индекс Type 985, следует вспомнить ее непосредственного предка – Шкоду серии 440, которая внутри предприятия обозначалась как Type 970. Итак, серия 440, впервые была представлена в 1953 году, а ее производство было начато в 1954.  

Skoda 440Skoda 450

Двухдверный базовый седан Skoda 440 Type 970 (1954 год) и кабриолет 450 Type 984 (1957 год)


Появлению «440-ки» предшествовала идея «народного автомобиля», который был бы доступен каждому чеху, кроме того планировался выход на западный рынок с относительно недорогим массовым автомобилем. Для достижения поставленных целей правительством было запланировано строительство новых автозаводов с расчетным объемом выпуска 600 автомобилей в сутки. Строительство предполагали завершить за 5-6 лет.

Но необходимых средств и технологий на Шкоде тогда не было, поэтому было решено создать некую переходную временную конструкцию на основе существующих наработок. В 1953 году единственной легковой моделью на конвейере оставалась только Skoda 1200 (и ее модификации), обладающая относительно архаичной довоенной конструкцией. Skoda 1200, в свою очередь, являла собой модернизированный вариант модели Skoda 1101 Popularконца 1930-х годов.

Было принято решение создавать новый автомобиль, унифицированный с «1200» и «1101» по основным деталям и агрегатам не менее, чем на 80 %.

Уже к концу 1953 года был изготовлен первый макетный прототип нового автомобиля. Прототипу дали название Spartak, измененное в дальнейшем на Orlík, затем на Rival и, наконец, на Škoda 440 (что значило 4 цилиндра и 40 л.с.). В итоге, название Spartakосталось самым распространенным среди автолюбителей.

Конструкция

Что же представляла из себя конструктивно 440-я модель? В основе лежала рамная конструкция (хребтовая труба с поперечинами-усилителями), которая была интегрирована с 2-дверным кузовом – такую конструкцию можно условно назвать «полурамной». Шасси и значительная часть узлов были взяты, как и предполагалось, от модели Skoda Popular, которая выпускалась до 1950 года. Подвеска всех колес была независимой рессорной.

Skoda OctaviaSkoda Octavia Combi

Седан Skoda Octavia Type 985 (1959 год) и 3-дверный универсал Octavia Tour Type 993C (1961 год)


Силовой агрегат представлял собой доработанный мотор все того же Popular (Skoda 1101): рабочий объем – 1.1 литра, 4 цилиндра, мощность 40 л.с. В сочетании с 4-ступенчатой коробкой передач автомобиль мог развить максимальную скорость до 110 км/ч.

Первая модернизация серии 440 была проведена в 1957 году, когда ее оснастили более мощным двигателем объемом 1.2 литра мощностью 45 л.с. Модификация получила, соответственно, новый индекс – «445». В это же время на базе Спартака появился кабриолет Skoda 450 с модернизированным мотором мощностью 50 л.с., оснащенным двумя карбюраторами. Так появилась целая линейка модификаций Skoda: 440, 445, 450.

Наиболее значительная модернизация серии произошла в 1959 году. Была разработана новая передняя подвеска: рессоры уступили место пружинам с телескопическими амортизаторами. В результате модернизации подвески «Шкода» стала комфортнее на ходу. При этом заднюю подвеску и раму оставили без изменений.

Škoda 440 получила имя Octavia, 445 - Octavia Super, а 450 - Felicia (на латыни «felicitas» означает удача).  В тоже время были добавлены такие модели, как: Octavia Touring Sport с двигателем от Felicia (50 л.с.), Felicia Super и Octavia 1200 Touring Sport в 1961 году - обе модели с двигателем в 55 л.с. И наконец, очень популярная модель тех времен Octavia Estate 1961 года, которая, претерпев множество модификаций, оставалась в производстве до 1971 года!

Skoda FeliciaSkoda Felicia

Кабриолет Felicia Type 994 (1959 год) оснащался 50-сильным мотором


Розничная цена автомобиля Škoda Octavia в 1955 году в Чехословакии составляла 28 000 крон (средняя заработная плата в народном хозяйстве в том году была около 1200 крон). Для сравнения: советский Москвич-407, так сказать, одноклассник Октавии стоил 31 000 крон, а солидная 21-я Волга - 55 000 крон. Даже те счастливчики, которые смогли накопить необходимую сумму, не всегда получали заветное авто. Машины продавали по талонам, а получить их было нелегко. Квота автомобилей, предназначенная для реализации на внутреннем рынке, была очень ограниченной. Большая часть выпущенных машин уходила на экспорт.

Сначала машины продавались разным заслуженным гражданам по талонам, но с 1962 года в Чехословакии была принята свободная продажа машин. В очередь сразу выстроилось 100 тысяч желающих!

Модель Skoda Octavia обладала неплохими потребительскими качествами: была достаточно надежной, экономичной и ремонтопригодной. Кроме этого, автомобили превосходно проявили себя на дорогах с плохим качеством покрытия - они были крепкими и выносливыми. Благодаря своим качествам, спрос на Octavia всегда был стабильным, и она пользовалась огромной популярностью – как у себя на Родине, так и за ее пределами. Skoda Octavia не только экспортировалась, но и собиралась из отдельных комплектующих в разных уголках мира.

Потомки Октавии

В 1966 году новозеландская фирма Motor Industries начала мелкими сериями производить Skoda Trekka. Здесь на импортированные в разобранном виде шасси Octavia устанавливался кузов-пикап с полезной нагрузкой до 500 кг. Автомобиль предназначался, в первую очередь, для новозеландских фермеров. По желанию заказчика эту модель также можно было оснастить самоблокирующимся дифференциалом местного производства. Более того, в 1971 году машинокомлпекты Trekka стали экспортироваться в Индонезию для последующей сборки на построенном заводе в Сурахае. С 1966 по 1973 год было произведено около 2500 автомобилей Trekka.

Skopak

Автомобили на базе Octavia: пакистанский Skopak (слева) и новозеландский Trekka


В 1968 году Haroon Industries поставляла ходовую часть Skoda Octavia в Пакистан для производства автомобилей под маркой Skopak (Skoda-Pakistan-Karaсi). На металлическую шкодовскую раму устанавливали легкий кузов, изготовленный из стеклопластика. Автомобиль получил дальнейшее развитие в Пакистане в виде различных вариантов кузовов - от пикапа до купе. В 1970 - 1971 годах фирма Haroon Industries изготовила примерно 1400 Скопаков.

Технические характеристики Skoda 440 / Octavia / Felicia

Модификация 440 / 445 Octavia / Octavia Super Octavia Combi Felicia / Felicia Super
Годы выпуска 1954—1959 1959—1964 1961—1971 1959—1964
Тип кузова  2-дверный седан 2-дверный седан 3-дверный универсал 2-дв. родстер
Число мест  4 4 4 2+2
Длина, мм 4065 4065 4065 4065
Ширина, мм 1600 1600 1600 1600
Высота, мм 1430 1430 1430 1380
Колесная база 2400 2390 2390 2390
Дорожный просвет 175 175 175 175
Объем багажника, л  360 360 690 (1050) 320
Снаряженная масса, кг  920 920 965 930
Число  цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, л. 1.089 / 1.221 1.089 / 1.222 1.221 1.089 / 1.221
Мощность, л.с. (об/мин) 40(4200) / 45(4200) 40(4200) / 45(4200)  45(4200) 50(5500) / 55(5100)
Крутящий момент, Н*м (об/мин) 69(2800) / 84(2500) 69(2800) / 84(2500) 84(2500) 74(3500) / 82(3000)
Коробка передач  механическая, 4-ступенчатая механическая, 4-ступенчатая механическая, 4-ступенчатая механическая, 4-ступенчатая
Привод  на задние колеса на задние колеса на задние колеса на задние колеса
Передняя подвеска  независимая рессор. независимая пружин. независимая пружин. независимая пружин.
Задняя подвеска  независимая рессор. независимая рессор. независимая рессор. независимая рессор.
Максимальная скорость, км/ч  110/115 110/115 120 130/135
Расход топлива, л/100 км 7,7/8,0 7,7/8,0 8,6 9,0/9,5
Емкость топливного бака, л  30 30 30 30

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam