ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Mercedes-Benz 300 SLR W196S (1955)

Гоночный автомобиль Mercedes-Benz 300 SLR (индекс завода W196S) 1955 года был создан в значительной степени под влиянием идей и конструкторских решений, опробованных еще в 1952 году на модели «300 SL» принимавшей участие в гонке «Mille Miglia», а также его дорожной версии, увидевшей свет в 1954 году.

Именно от «300 SL» новая гоночная модель получила в наследство все необходимые качества, как малый вес и высокая жесткость стальной пространственной трубчатой конструкции, поддерживающей алюминиевый корпус. Новшествами были — пятискоростная коробка передач, 16-дюймовые колеса и тормозные барабаны увеличенного диаметра.

 

Автомобиль оснастили рядным 8-цилиндровым мотором с прямым впрыском и двумя свечами на цилиндр. Он развивал максимальную мощность 310 л.с. при 7400 об/мин, а максимальный крутящий момент составил 317 Нм. Мощный двигатель был установлен продольно в передней части автомобиля с боковым наклоном 33 градуса, что было призвано снизить высоту капота. Топливом для этого монстра служила высокооктановая смесь бензина и бензола, с добавлением этилового спирта. Максимальная скорость автомобиля достигала 300 км/ч, разгон до 100 км/ч обеспечивался за 7 секунд.

Двигатель гоночного болида имел, так называемый, сухой картер. Масло из картера откачивалось в большой бак, расположенный слева за передним колесом и соединенный с маслорадиатором. Множество трубок подводило под давлением масло к важнейшим деталям.

Справа от мотора располагалась воздухоприемная труба с восемью патрубками, подающими воздух к каждому цилиндру. Еще одной технической особенностью двигателя 300 SLR было то, что отбор мощности осуществлялся не от заднего конца составного коленчатого вала, а с его середины, где находилась шестерня. Такая, действительно сложная и редко встречающаяся конструкция, имела свое обоснование — удалось избежать торсионных деформаций, значительно снизились вибрации, да и сам коленчатый вал как бы состоял из двух валов четырехцилиндровых двигателей, а значит, мог быть сделан менее тяжелым. Отпала необходимость и в маховике — его роль исполняла ведущая шестерня.

От однодискового сухого сцепления, крутящий момент, коротким карданным валом передавался на пятиступенчатую, полностью синхронизированную, коробку передач, сблокированную с главной передачей. Дифференциал был самоблокирующимся, а коробка передач была оснащена индивидуальной системой смазки под давлением и вентиляцией.

Совершенно необычной можно считать тормозную систему с отнесенными в середину автомобиля тормозными барабанами диаметром 380 мм впереди и 300 мм сзади. Это помогло снизить неподрессоренные массы, при этом, передние ступицы пришлось соединить с тормозными барабанами короткими карданными валами, а весь передний мост вынести перед двигателем. Для вентиляции задних тормозов был устроен специальный воздуховод, который начинался воздухозаборником перед водителем, проходил под его сиденьем и подавал воздух на тормозные барабаны.

Вся эта сложная техника прикрывалась съемным кузовом обтекаемых форм. Даже фары находились под обтекателями, повторяющими поверхность крыльев. С правого бока точно посередине базы имелись специальные окна, в которые выходили расположенные одна над другой выхлопные трубы. Симметричные окна располагались и на левом боку кузова и служили для вентиляции моторного отсека.

Рудольф Уленхаут — главный разработчик проекта Mercedes-Benz 300 SLR W196S, как, впрочем и «300 SL», и гоночных «Серебряных Стрел» «W196» и «W196 R», использовал при создании конструкции хорошо зарекомендовавшее себя решение — пространственную раму из стальных труб, весом всего 50 килограммов. Это позволило ему довести массу автомобиля до 900 килограммов (при весе одного лишь двигателя — 234 кг.

Всего было построено 10 гоночных автомобилей модели 300 SLR W196S из них два — с закрытым кузовом-купе, подготовленных специально для гонок «Каррера Панамерикана».

В дебютной гонке «Mille Miglia» 1955 года приняли участие четыре экипажа на автомобилях Mercedes-Benz 300 SLR — Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Карл Клинг и Ганс Геррманн. Утром 1 мая 533 автомобиля стартовали из Брешии в сторону Рима. Первый этап гонки, между Брешией и Вероной возглавлял Ганс Геррманн, установив среднюю скорость 192,23 км/ч, однако, вскоре инициативу перехватил Стирлинг Мосс.

Mercedes-Benz 300 SLR с номером «722» выиграл 1000 мильную гонку, установив рекордное время — 10 часов 7 минут 48 секунд. Со средней скоростью 157,65 км/ч Стирлинг Мосс и его сменный водитель Дэнис Дженкинсон промчались 1609 километров, чтобы оказаться на верхней ступени пьедистала. Хуан Мануэль Фанхио был вторым.

Очередной гонкой был Ле-Ман. Команда выставила три «трехсотых» SLR — два пилотировали Фанхио/Мосс и Клинг/Симон, а на третий, в напарники Джону Фитчу, руководство команды пригласило 50-летнего французского пилота Пьера Левега.

На этих соревнованиях произошла самая большая трагедия в истории автоспорта. Со старта вперед вырвался Эудженио Кастеллотти на заводской машине «Ferrari 121FM» (с мотором объемом 4,4 л), за ним шли Mercedes Фанхио и «Jaguar D» Майка Хоуторна. «Ferrari» стала сдавать, и отчаянную борьбу за лидерство повели Фанхио и Хоуторн; их преследовал Левег. Трагедия случилась на прямой «старт-финиш». Когда на 34-м круге Хоуторн стал уклоняться вправо к боксам для дозаправки, Левег начал обходить его слева — и Mercedes на полном ходу налетел на медленный «Austin Healey» аутсайдера Маклина. Покатый хвост «Healey» послужил трамплином: Mercedes взвился в воздух, обрушился на трибуны и взорвался. Погибло 79 зрителей, больше 100 человек были ранены. Команда Mercedes немедленно отозвала с трассы две другие машины (они лидировали).

Ужасающая катастрофа потрясла мир автоспорта: из календаря были отозваны «Гран При» Франции, ФРГ, Испании, Швейцарии, гонка на 1000 км в Нюрбургринге, а также «Carrera PanAmericana». Это не помешало Фанхио в третий раз стать чемпионом мира. Но в конце года команда Mercedes ушла из гонок. Ушла надолго. Непобежденной.

Технические характеристики Mercedes-Benz 300SLR (W196S)

  Название модификации 300SLR 300SLR Coupe
  Год выпуска 1955 1955
  Число выпущенных машин 8 2
  Тип кузова родстер купе
  Количество дверей 2 2
  Количество мест 2 2
  Колёсная база, мм  2 370 2 370
  Длина, мм 4 300 4 350
  Ширина, мм 1 740 1 750
  Высота, мм 1 100 1 210
  Масса снаряженная, кг 900 1 120
  Число цилиндров 8 (рядный) 8 (рядный)
  Система охлаждения жидкостн. жидкостн.
  Система питания мотора мех. впрыск мех. впрыск
  Объем мотора, л. 2.982 2.982
  Мощность, л.с.(об./мин.) 310 (7400) 310 (7400)
  Крутящий момент, Н*м (об./мин.) 317 (5950) 317 (5950)
  Коробка передач мех-5 мех-5
  Привод задний задний
  Разгон до 100 км/ч, сек. 7,0 7,0
  Максимальная скорость, км/ч 300 290

 

 

 

Источник: «Моделист-Конструктор» 1991, №3 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Другие материалы в этой категории:

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam