ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Jaguar XK (1948 - 1961)

Лондонское мотор-шоу 1948 года ничего особенного не предвещало. Послевоенная Великобритания восстанавливала свою экономику, и времена не давали оснований надеяться на яркие премьеры. Однако именно на той выставке был показан один из самых красивейших английских автомобилей XXстолетия - Jaguar ХК120.

История создания

К концу 1940-х компания Jaguar утвердилась на рынке как производитель спорткаров, использовавших в качестве силового агрегата модифицированные моторы фирмы «Standard». Следует отметить, что Jaguar начал собирать собственные модели автомобилей лишь в начале 1930-х годов, а до этого он занимался постройкой спортивных кузовов и доводкой двигателей для автомобилей других английских фирм. Так, применение чужих моторов было наследием прежней эпохи.

Jaguar XK120 до 1950 года собирались вручную. Всего до с 1948 по 1950 год было изготовлено 240 штук


В годы войны компания преуспела благодаря авиастроительным контрактам, что даже позволило ей выкупить у фирмы «Standard» производственное оборудование для выпуска шестицилиндровых моторов рабочим объёмом 2,7 и 3,5 л. Но основатель Ягуара Уильям Лайонс отлично понимал, что заимствование чужих агрегатов — путь тупиковый. Поэтому ещё в годы войны его подопечными были начаты работы по созданию первого собственного мотора. Экспериментальные образцы маркировались буквой «Х», вторая шедшая после неё литера (они добавлялись в алфавитном порядке) обозначала очередную конструкцию: «ХА», «ХВ» и т. д. Было испробовано множество схем: четырёх- и шестицилиндровых, с нижними клапанами, верхним распредвалом, пока на одиннадцатой букве не стало понятно, что мотор, получивший обозначение «ХК», — и есть искомое.

Мотор XK

Рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания оказался настолько хорош, что с постепенной модернизацией продержался на конвейере вплоть до 1986 года. Он сочетал в себе множество отличных качеств: уравновешенность, великолепные для своего времени мощностные параметры (первый образец при рабочем объёме 3,5 л развивал 160 л.с.), способность выдавать максимальную тягу уже на 2500 об/мин и, в то же время, спокойно раскручиваться до 6500 оборотов. Правда, под двигатель требовалось еще построить и соответствующий автомобиль.

На XK120 устанавливали рядный 6-цилиндровый мотор объемом 3.5 литра и мощностью 160 л.с.


И такой автомобиль был создан. Его назвали Jaguar ХК120 — как мотор, с указанием расчётной скорости в милях (около 200 км/ч). Для конца 1940-х это был просто фантастический показатель, более скоростного серийного автомобиля тогда ещё не существовало.

Дизайн

На фоне автомобилей конца 1940-х с вертикальными радиаторами и отдельно расположенными крыльями, изящный, приземистый ХК120 выглядел просто ошеломляюще. Но некоторые склонны думать, что дизайн «120-го» вторичен и слишком напоминает довоенный BMW 328. Некоторое общее сходство с немецкой машиной, надо заметить, всё же имеет место.

Конечно, в Англии такой автомобиль мало кто мог себе позволить. Но у ягуаровцев в рукаве оказался неожиданный козырь — американский рынок. Вернувшиеся из Европы янки завезли в Штаты моду на европейские машины, главным образом, английские и спортивные. А Ягуары и прежде, хоть и в скромных количествах, продавались в США. Конкурентов у ХК120 практически не было. Первый американский автомобиль подобного рода «Chevrolet Corvette» появился только в 1953 году, а другие английские машины были гораздо скромнее Ягуара. Итальянцы не имели возможности соперничать с британцами в цене и объёмах производства, а немцы только начинали приходить в себя после поражения в войне.

Купе и родстер XK120 серии до 1954 года 


Новая модель понравилась американцам настолько, что вскоре около 80% всех выпущенных XK120 продавались в США.

Выпустив 240 машин к 1950 году, прежний кузов из дерева и алюминия заменили стальным, более подходящим для массового производства. На следующий год компанию родстеру составило купе, а в 1953-м в гамму добавился кабриолет, в котором вместо неудобных пристяжных фартуков дверей были привычные рамки со стёклами. Всего до 1954 года было выпущено 12 078 машин. Спортивные автомобили навсегда утвердились в модельном ряде компании, оттеснив на второй план слишком консервативные на тот момент седаны.

Модернизация и появление XK140

Но с началом экспансии на американский рынок вскрылись и многочисленные недостатки, на которые привыкшие к спартанской простоте спортивных машин англичане просто не обращали внимания. Несмотря на регулируемую по вылету рулевую колонку, кокпит Ягуара был слишком тесен, коробка передач предлагалась только механическая, тяжёлый руль требовал слишком больших усилий при маневрировании, а небольшие изящные бамперы не выдерживали ударов массивных американских машин.

С 1954 года начался выпуск модернизированной версии Jaguar XK, которая получила индекс 140


Всё это привело к тому, что в 1954 году была выпущена гораздо более комфортабельная модель ХК140, изначально нацеленная на американский рынок. Многое в автомобиле сделали заново — даже двигатель и моторный щит перенесли чуть вперёд, чтобы расширить пространство для ног в кокпите. Немного была отодвинута назад и стенка, разделяющая салон и багажник, что позволило поставить два небольших детских сиденья в версии купе. Стало заметно легче рулевое управление: в нём задействовали реечный механизм, древние амортизаторы рычажного типа заменили современными телескопическими. Ну и, конечно, в списке опций появилась автоматическая коробка передач, которую рьяно требовали американцы. С той поры «автомат» постепенно начал занимать главенствующее положение среди ягуаровских трансмиссий, вытесняя спортивный дух машин на второй план.

В отличие от предшественника, ХК140 не был беззаветно преданной скорости машиной. Число «140» в его названии не обозначало предполагаемую максимальную скорость, а лишь демонстрировало некий прогресс по отношению к предку. Даже, несмотря на применение более мощного 190-сильного двигателя (опционально можно было версию с 210-сильным мотором), более тяжелый XK140 развивал максимальную скорость 208 км/ч, что соответствовало уровню «120-го».

Jaguar XK140 получил более мощный мотор, который выдавал 192 л.с, но на динамике потяжелевшей машины это не отразилось


Тем не менее, марка Jaguar набирала популярность, и не в последнюю очередь благодаря феноменальным спортивным успехам, которые начались с приходом ХК120. На протяжении 1950-х гоночные Ягуары становились всё менее похожими на своих серийных собратьев, хотя шестицилиндровые двигатели, трансмиссии и узлы шасси были родственны агрегатам, применявшимся на машинах серии ХК.

Последний XK и завершение производства

В 1957 году на смену модели XK140 приходит XK150, которая продолжила традиции, заложенные еще в «120-х». К моменту своего появления «150» уже выглядела довольно устаревшей, но ряд некоторых улучшений сделали ее конкурентоспособной. Главным стало появление на машине дисковых тормозов на всех колесах, а позже и 3,8-литрового варианта двигателя «ХК». Кроме технических, были и внешние изменения. От низкой линии дверей на «ХК120» и «ХК140» отказались ради более высокой поясной линии, которая делала облик автомобиля более тяжелым и неуклюжим. Облицовка радиатора тоже получила новый дизайн – стала значительно шире. Новая модификация получила современное панорамное стекло вместо V-образного.

Самым мощным в ряду автомобилей ХК стал XK150S, представленный в 1958 г. Его предлагали либо с 3.5-, либо с 3.8-литровым двигателем. В обоих случаях мощность моторов была увеличена соответственно до 250 и 265 л.с.

Последняя модификация серии XK - 150, заменивший 140 в 1957 году


 В 1961 году серию XK сняли с конвейера, а ему на смену пришло новое поколение, которое было явлено миру в 1961 году в виде родстера и купе «E-Type». 

Технические характеристики модификаций Jaguar XK120/140/150

  Название модификации XK120 XK140 XK150 3.8
  Год выпуска до 1954 1954 - 1957 1957 - 1961
  Тип кузова родстер родстер родстер
  Количество дверей 2 2 2
  Количество мест 2 2 2
  Колёсная база, мм  2 591 2 591 2 591
  Длина, мм 4 394 4 470 4 496
  Ширина, мм 1 562 1 638 1 638
  Высота, мм 1 334 1 359 1 334
  Масса снаряженная, кг 1 295 1 325 1 447
  Число цилиндров 6 (рядный) 6 (рядный) 6 (рядный)
  Система охлаждения жидкостн. жидкостн. жидкостн.
  Система питания мотора 2 х карб. 2 х карб. 2 х карб.
  Объем мотора, л. 3.442 3.442 3.781
  Мощность, л.с.(об./мин.) 160 (5000) 190 (5500) 223 (5500)
  Крутящий момент, Н*м (об./мин.) 264 (2500) 275 (3000) 325 (3000)
  Коробка передач мех-4 мех-4 (или авт) мех-4 (или авт)
  Привод задний задний задний
  Разгон до 100 км/ч, сек. 10,0 9,0 8,0
  Максимальная скорость, км/ч 193 199 207

По материалам Drive2.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam