ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Мекосерийный советский электромобиль ВАЗ-2801

Следуя общемировой тенденции, в начале 1974 г. Министерство автомобильной промышленности СССР приняло решение о создании в стране производства электромобилей для работы в крупных муниципальных объединениях. Приказом № 135 от 18.04.1974 г. генеральный директор АвтоВАЗа В.Н.Поляков создает конструкторское подразделение по созданию электромобилей. Заместителем главного конструктора по новой тематике был назначен В.Вершигора. Предстояла большая работа по созданию «с нуля» как самого электромобиля, так и его компонентов: силового привода, системы управления, тяговой аккумуляторной батареи, зарядного устройства и т.д. В составе управления главного конструктора было создано несколько конструкторских бюро и экспериментальный участок, которые активно включились в работу по сбору информации, ее обработке, макетированию и разработке первых опытных образцов. Кооперация с передовыми научно-исследовательскими предприятиями и организациями страны осуществлялась на основе хозяйственных договоров и программ ГКНТ. С организациями Московский завод «Дзержинец», НПО «Квант», Новосибирский электротехнический институт, Ленинградское НПО «Источник», ВНИИЭМ и другими совместно создавали первые вазовские электромобили.

Первые макетные образцы электромобиля были созданы на базе бензиновых автороллеров Э11011. Автороллер был разработан по предложению главного инженера АвтоВАЗа Е.А.Башинджагяна, как машина для молодежи, наиболее простая и дешевая, а для предприятия АвтоВАЗ, как продукт ширпотреба. Но такой продукт не был утвержден, так как в стране не хватало стального листа, и посоветовали перейти на чугунные сковородки и утюги. Автороллер по компоновке очень подходил для переоборудования в электромобиль.

Автороллер 1974Автороллер 1974Автороллер

Опытные образцы электрокара Э11011 - 1974 год, на базе бензинового автороллера. 


Первый электромобиль Э11011 с тяговым двигателем ДТ-11 завода «Дзержинец» и 10-ю стартерными аккумуляторами, обеспечившими напряжение 120 В, был собран в декабре 1974 года. Испытания первых электромобилей позволили усовершенствовать систему управления электропривода и способствовали дальнейшему развитию конструкции электромобилей. Генеральный директор В. Поляков уделял новому направлению в жизни завода повышенное внимание и сам садился за руль машины. Однажды, совершив пробную поездку и преодолев 22-процентный подъем на заводском треке, он дал высокую оценку работы инженеров, произнеся: «Я ездил на электромобиле в Германии, но наш — лучше…».

Проведенная работа позволяла продолжать поисковые работы по электромобилям. Так, в 1975 году были собраны два опытных электромобиля ВАЗ-2102Э на базе модели ВАЗ-2102 с кузовом фургон. Совместно с заводом «Дзержинец» были созданы новые двигатели постоянного тока мощностью 25 кВт (ПТ-125) и 40 кВт (ПТ-146). Тяговый электродвигатель ПТ-125 позволял двигаться электромобилю с максимальной скоростью 87 км/ч. Стоит отметить, что электромотор располагался поперечно в задней части кузова машины и был сблокирован с редуктором. Крутящий момент передавался на задние колеса валами со ШРУСами от «Нивы».

После испытаний автомобиль был несколько доработан - прежде всего автомобиль получил алюминиевую раму для снятия повышенной нагрузки с кузова и никель-цинковые батареи взамен первоначально установленых обычных вазовских свинцовых аккумуляторов. Батарея никель-цинковых аккумуляторов НЦ-125 емкостью 125 Ач (НПО «Источник») размещалась под капотом и в передней части грузового отсека, и позволяла иметь запас хода до 110 км при движении со скоростью 40 км/ч. Этот вариант уже получил обозначение ВАЗ-21029 и по окончании ряда испытаний был рекомендован к серийному производству. В серийное производство после еще некоторых доработок автомобиль поступил под обозначением ВАЗ-2801.

В 1980-81 годах первая партия электромобилей в количестве 47 штук направлена для проведения длительных эксплуатационных испытаний в города: Москва (ГлавМосавтотранс и НПО «Квант»), Тольятти (ГорПТУС и Горисполком), Киев (Укрбытрадиотехника), Миргород (курорт), а также они использовались на главном конвейере завода, подвозя горячее питание к рабочим местам слесарей-сборщиков.

Vaz2801Vaz2801

Электромобиль ВАЗ 2801. С 1980 по 1981 год было изготовлено всего 47 экземпляров.


Созданные методом «конвертирования» электромобили модели 2801 оказались претяжеленными, с уменьшенным (из-за размещения аккумуляторной батареи) грузовым отсеком. Их грузоподъемность также была существенно меньше, чем у бензиновых аналогов, т.к. масса аккумуляторов достигала 380 кг.

Почти всю партию электромобилей ВАЗ-2801 отправили на Украину. Позже проект 2801 был свернут, но решения, применённые в этом автомобиле, ещё использовались в дальнейшем на "вазовских" концепт–карах. А выпущенные электромобили… Можно сказать, канули в Лету. Ещё в начале девяностых годов прошлого века два таких автомобиля существовали на территории самого ВАЗа — один ещё работал, второй гнил во дворе. Потом и их не стало… Если очень–очень повезёт, ещё можно встретить останки опытной партии ВАЗ-2801 на территории Украины. Но и на "выживших" электромобилях давно уже нет электрооборудования, а стоят обыкновенные бензиновые моторы. Единственным отличительным знаком уникального автомобиля остаётся лишь 3-дверный кузов фургонного типа.

Опыт, полученный при создании ВАЗ-2801, был в полной мере использован при проектировании электрических минигрузовиков ВАЗ-2802 и ВАЗ-2702.

 

www.aae-press.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Медиа

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam