ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Detroit Electric - самые массовые электрокары начала XX века

На заре XX столетия на улицах американских городов можно было наблюдать немалое количество самоходных транспортных средств, но они мало чем походили на автомобили в классическом понимании – скорее это были безлошадные экипажи. Старый Детройт той эпохи не был исключением, более того, ему суждено было стать столицей американского автомобилестроения. Одной из фирм, которая расположилась в том старом Детройте, была компания, основанная Уильямом Андерсоном - Anderson Carriage Co., занимавшаяся производством каретных экипажей. Так, с момента основания, 1884 года по 1906 год было изготовлено около 160 тыс. карет. В 1907 году мистер Андерсон решил заняться производством самоходных экипажей, а если быть более точным – автомобилей на электрической тяге. Решено – сделано - и в том же году в составе компании Андерсона было организовано соответствующее подразделение по выпуску электрокарет - Anderson Electric Car Co. Электромобили, которые начали производить в новоиспеченном подразделении, продавались под торговой маркой Anderson Electric.

В 1907 году электромобили и паровики уже стремительно сдавали свои позиции бензиновым собратьям. Но, тем не менее, электрокары занимали свою специфическую нишу на автомобильном рынке, и их сбыт еще какое-то время оставался стабильным.

Производственные помещения компании Андерсона (слева). Электромобиль на зарядке (справа)


Следует заметить, что электромобили обладали некоторыми недостатками, которые напрямую влияли на их рыночный успех. Самый главный недостаток - это, конечно же, их стоимость – часто в несколько раз выше бензиновых и паровых аналогов. Вторым недостатком можно назвать относительно низкую скорость.

Но покупателей электрокаров – преуспевающих юристов, врачей и эмансипированных женщин – это не особо пугало. Изысканные клиенты с пузатыми кошельками брали во внимание в основном другие моменты. Неоспоримыми преимуществами электроэкипажей были: полная бесшумность; мгновенный запуск двигателя; легкость управления, исключающая переключения тугой кочерги коробки передач; а также минимальное периодическое обслуживание при достаточном запасе хода в 40 - 60 км.

Пуск бензинового мотора в 1900-х годах был достаточно тяжелым и неприятным процессом: нужно было зафиксировать машину ручным тормозом, после чего включить зажигание, открыть дроссельную заслонку, после чего выйти из машины, вставить в специальное отверстие кривой стартер и прокрутить рукоятку. При этом надеяться, что она не сломает вам руку (храповика то не было). Затем нужно было впрыгнуть опять в автомобиль и успеть отрегулировать газ, прежде чем мотор заглохнет – юристам, врачам, а также женщинам такое явно не подходило (испачкать свой наряд было проще простого). Следовательно, электромобиль чаще приобретали обеспеченные женщины, ибо он предоставлял им больше свободы, чем автобус или автомобиль с личным шофером.

Зарядная станция для электрокаров


В обществе электромобиль заработал репутацию машины для женщин. Рекламные постеры компании украшали страницы таких журналов как «National Geographic», «Saturday Evening Post», «Ladies Home Journal», «Century иCountry Life». Рекламный слоган гласил: «Вы можете взять, что угодно с собой в автомобиль, за день вы проедете больше, чем когда бы то ни было».

Свой первый автомобиль Anderson Electric Car Co произвела в июне 1907, а к концу года уже было изготовлено 125 машин. Полностью закрытый автомобиль электроподразделение  Андерсона выпустило в 1908 году, машина получилась красивой и очень легкой в управлении.

В 1908 году Anderson Electric изготовили 400 электромобилей, в 1909 - 650, в 1910 – уже 1500. Компания очень быстро заняла лидирующие позиции на рынке электрокаров. Так, в 1910 году Андерсон сбросил с пьедестала даже знаменитую компанию Baker Electric. В том же году на машины Андерсона начали устанавливать новые никель-стальные батареи от Эдисона. Аккумуляторы Эдисона гарантировали пробег до 150 км на одной зарядке, что вдвое превышало пробег на стандартных свинцово-кислотных аккумуляторах. С новыми батареями машина компании установила рекорд, проехав на одной зарядке 211,3 мили (340 км).

Рекламные буклеты 1910-х годов


В 1911 году каретная компания Андерсона (Anderson Carriage Co.) была реорганизована в Anderson Electric Car Co, которая одновременно производила кареты, электромобили и кузова для автомобилей. Их электромобили и кузова производились из алюминия и отличались изящным исполнением и роскошной отделкой. Перспектива у компании выглядела весьма радужной, и хотя она не достигла планируемого уровня сбыта, все равно оставалась лидером, опережая своего конкурента Baker Electric's.

Продажи продолжали расти. У производителей электромобилей было только два серьезных препятствия на пути к успеху. Первое — их машины нельзя было использовать для туризма, одного из самых модных увлечений в начале века (но эксклюзивный контракт с Эдисоном на использование новых батарей в 1912 году частично разрешил эту проблему).

 Вторая проблема оказалась чисто психологической, ибо сильный пол наотрез отказывался признавать электрокары, как мужскую машину.

В 1913 году шотландская компания «Arrol-Johnson» начала лицензионный выпуск автомобилей Detroit Electric. А на улицах американских крупных городов электромобили марки Detroit Electric теперь можно было встретить практически везде.

Самым успешным годом для компании стал 1914 - тогда было выпущено и реализовано 4,5 тысячи машин. Во многом этому способствовала начавшаяся Первая мировая война, из-за которой цены на бензин взлетели вдвое.

Detroit Electric Model 46 Cape Top Roadster (слева) и Detroit Electric Brougham, 1915 год


В 1912 году Чарльз Кеттеринг изобрел достаточно надежный стартер для бензиновых моторов, что явилось началом конца электромобильной эпохи. Открытие нефти в Техасе вызвало значительное снижение цен на углеводороды. Форд запустил свой конвейер, что позволило опустить цены на бензиновые модели – разница в стоимости между бензиновыми и электрическими машинами стала просто фантастической. В 1914 году модель «Ford Т» продавали за столько, сколько стоила замена батарей электрокара на новые от Эдисона ($ 600).

Стоит особо отметить один интересный факт, что в начале ХХ века, когда бензоколонок еще никто не видел, а бензин тогда отпускался только в аптеках, во всех крупнейших американских городах уже были построены сети зарядных станций для электротранспорта. Например, в том же Детройте компания Anderson Carriage эксплуатировала три двухэтажные станции, каждая из которых могла принять одновременно более сотни машин! Заплатив 35 долларов в месяц, клиенты получали самое качественное обслуживание: работники станции отгоняли электромобиль в специальный ангар, где производилась мойка, чистка, полировка, диагностика, а также замена аккумуляторов. После необходимых мероприятий, в назначенное время машину возвращали хозяину. Кроме этого, в Anderson Carriage любой желающий мог купить или арендовать прибор для зарядки аккумуляторов в гаражных условиях.

Detroit Electric Model 82 1920 года (слева) и Detroit Electric Model 95 1925 года


Уильям С.Андерсон вышел в отставку в 1918 году, а через несколько месяцев автомобильное подразделение компании было преобразовано в Detroit Electric Car CoПрошло совсем мало времени, и новые роскошные бензиновые автомобили полностью вытеснили «Детройтские электрокары» с рынка, не оставив шансов на дальнейшее развитие. В 1921-22 году компания еще оставалась на плаву, выпуская кузова для «Lincoln» и «Packard». Экономический кризис окончательно развалил компанию, падение продаж, отсутствие нового лидера на смену умершего в 1929 году Андерсона привело к тому, что компания перестала существовать в 1939 году.

Эта компания дольше других производителей занималась производством электромобилей – с 1906 по 1939 год. За этот период компания выпустила более 13 тысяч электрокаров, чего в XX веке не удалось больше сделать ни одной автомобильной компании.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam