ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Как запорожцы электромобиль делали

В Запорожском машиностроительном институте в 1973 году на кафедре электрических машин под руководством ассистента В.Б.Павлова был создан электромобиль на базе «ушастого» ЗАЗ-968. Эта машина имела импульсный полупроводниковый преобразователь, что являлось новинкой для аккумуляторного электротранспорта и выгодно ее отличало от машин со ступенчатым регулятором. Разработанная схема преобразователя позволяла плавно изменять режимы работы электродвигателя, избежать потерь на сопротивлениях, и (самое важное) производить автоматическое рекуперативное торможение с подзарядкой аккумуляторных батарей.

«Ушастый электрозапорожец» был оснащен электродвигателем типа «ДК-908» мощностью 4 кВт при 1000 оборотах в минуту и напряжением 30 В.

При испытании электромобиля была достигнута максимальная скорость 60 км/час. Электромобиль получил название ЗМИ – электро. Аккумуляторная батарея «электроЗАЗа» весила около 400 кг. Без подзарядки прототип мог преодолеть целых 100 км, что является и сейчас не самым плохим показателем.

Машина демонстрировалась в 1974 году на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи (ВДНХ, г.Москва, павильон «Космонавтика») и заслужила наивысшую оценку специалистов (работа была награждена медалью). Тогда было признано, что электромобиль готов для запуска в серию. Однако в серийное производство машина так и не пошла, в большей степени по политическим, нежели экономическим мотивам.

Для справки: в 1974 году на родине электромобилестроения в Западной Европе — Франции запущена в серию машина «Цитадин» («Горожанка»). На ней был применен ступенчатый регулятор работы двигателя. Представляете, на сколько советские конструкторы обогнали своих европейских коллег по уровню разработки!.. Советское электропреобразовательное оборудование к тому времени было одним из самых передовых и совершенных в мире.

Но дальнейшие разработки в этом направлении были переданы «АвтоВазу».  С 1980 по 1987 год «АвтоВаз» выпустил в общей сложности около 300 экспериментальных электромобилей разных модификаций.  После  этого проект был вообще приостановлен. Основной причиной тому послужило несовершенство никель-цинкового аккумулятора. Дело в том, что его ресурс был весьма ограниченным и рассчитан всего  на 100 рабочих циклов. Для электромобиля  этого, конечно, недостаточно. Развал Союза привел к окончательному закрытию проекта.

Разработки постсоветского периода

Толчком для дальнейшей работы над электромобилем в Украине стала продажа швейцарской фирме "F. Solar" девятисот корпусов автомобилей «Таврия» ЗАЗ - 1102. Швейцарские инженеры на базе этих корпусов построили собственные электромобили и успешно начали ими торговать. Позже украинские автомобилестроители решили сами построить электромобиль. И вот, в 1991 году на базе «Таврии» был создан электромобиль ЗАЗ - 1109. Он прошел стендовые испытания с различными вариантами силовой установки, и в 2005 году явился в окончательном образе. Новинка получила название Таврия-Электро ЗАЗ – 11091.

Подзарядка батарей «Электротаврии» производилась от бытовой электросети в течение 8 часов. Запас пробега на  полностью заряженном аккумуляторе (емкость которого 160 А*ч)  в  городском цикле  со средней скоростью 40 км/час составлял 100 километров, чего достаточно было для перемещений по городу. При средней  скорости 60 км/ч в загородном цикле пробег составлял 140 километров. Система рекуперативного торможения позволяла экономить до 15% заряда батареи.

Автомобиль был оснащен тяговыми свинцово-кислотными батареями, которые приводили в действие электромотор с параллельным возбуждением (производства российского завода «Сарапуль») номинальной мощностью 12,5 кВт и максимальной – 25 кВт. Устанавливаемые батареи могли выдержать около 400 циклов зарядок, что позволяло достичь суммарного пробега 40 тысяч километров. Следует отметить, что общий вес электромобиля на базе «Таврии» увеличился всего на 180 кг, в сравнении с серийными образцами.

При этом к несомненным достоинствам Таврии-Электро, оснащенной свинцово-кислотным аккумулятором, нужно отнести ее невысокую стоимость. Расчётная цена электромобиля не превышает  $8,000 (при стоимости самих батарей порядка $2,000).

Был предложен также гибридный вариант «Таврии» - с системой комбинированного питания Таврия-Гибрид ЗАЗ - 110206.

Гибридная силовая установка Таврия-Гибрид имела оригинальную конструкцию. Двигатель внутреннего сгорания не имел непосредственной связи с трансмиссией, а работал как генератор. Он автоматически включался в работу на скорости выше 20 км/час и через генератор подзаряжал аккумуляторы и питал тяговый электродвигатель. (Это очень напоминает американский гибрид «Шеви Вольт», цена которого переваливает за 40 тысяч долларов.)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam