ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

ВАЗ-2802 Пони - опытный коммерческий электрофургон 1980-х

ВАЗ-2802 – экспериментальная модель, одна из нескольких конструкций электромобилей, созданных специалистами Волжского автомобильного завода. ВАЗ-2802 задумывался как небольшой грузовик для доставки малых партий грузов в больших городах.

Работы над ВАЗ-2802 начались в сентябре 1979 года. Молодой инженер Михаил Маркиев, который пришёл на завод двумя годами ранее, после Казанского авиационного института, и уже участвовал в разработке предыдущих вазовских электромобилей, приступил к работе над собственным проектом электрогрузовика.

ВАЗ-2802-01

Несмотря на инженерное образование, Маркиев был не чужд рисованию и быстро набросал первые эскизы машины. По его идее, грузовик должен был иметь вагонную компоновку, где водитель сидит над передней осью, а основная часть кабины с рулевым управлением была смещена в передний свес. Такая компоновка позволяет наиболее тяжёлые элементы конструкции – двигатель, батареи и полезный груз разместить внутри базы, ближе к центру масс, обеспечив равномерную загрузку осей. При этом, грузовик задумывался заднеприводным. Вообще, компоновка к тому времени уже была отработана и испытана на машинах ВАЗ-2102Э в 1975 году: двигатель поперечно сзади, сблокирован с редуктором, передача момента на колёса – валами со ШРУСами от «Нивы», передняя подвеска – «жигулёвская».

Базовым источником питания были питерские никель-цинковые батареи «НЦ-125» на 144 Вольта. Эта батарея весила 380 кг, соответственно, смещать её от центра было чревато проблемами с распределением массы. А разделить батарею на несколько сегментов было недопустимо, т.к. техзадание диктовало особое требование, которое предусматривало возможность быстрой замены источника питания. Машина-то проектировалась как элемент городской развозной инфраструктуры, в которой простои из-за недозаряда аккумуляторов недопустимы, это может нарушить налаженную хозяйственную цепочку.

В первых двух эскизах ВАЗ-2802 Маркиев предложил сделать машину одноместной, с открытой площадкой на месте потенциального пассажира. Объяснение этому простое: в лёгких грузовичках водитель почти всегда выполняет и обязанности экспедитора, пассажирское место здесь не всегда востребовано. А «ополовинивание» кабины позволит сэкономить на массе кабины второго седока и энергозатратах на отопление.

Но идея эта, по всей видимости, показалась Демидовцеву чересчур авангардной. И тогда дизайном занялся Юрий Верещагин. Его проект базировался на компоновочных идеях Маркиева, но придавал им ещё более свежую форму. Был сделан промежуточный пластилиновый макет в натуральную величину со скошенной передней стенкой. Но потом решили, что первоначальная «кубическая» форма интереснее и работа пошла уже в этом направлении.

ВАЗ-2802-02

Кузов нового авто спроектировали съёмным – в те годы была популярна идея модульного автомобиля, на который можно оперативно «вешать» различные надстройки. Но, к сожалению, до изготовления разных вариантов дело не дошло, так машина и осталась в истории с одним вариантом кузова. ВАЗ-2802 был задуман как доставочный внутригородской фургон для транспортировки небольших партий грузов. Грузовой контейнер объемом 4,5 куб.м сделан легкосъемным и крепился к раме четырьмя защелками. Благодаря этому один электромобиль может иметь набор различных по назначению специализированных кузовов. Повышенные требования к маневренности и обзорности, вытекающие из назначения машины, предопределили наличие вагонной компоновки и значительного остекления 2-местной кабины. Для 1979 года кабина выглядела невероятно стильно, да и сейчас она не кажется устаревшей. Заметим, тогда ещё не было массовым решение с дверными стёклами сложной формы, продолжающимися вниз и улучшающими боковой обзор. Негативной стороной такого решения в ВАЗ-2802 стала невозможность сделать стёкла опускающимися.

Интерьер получился не менее эффектным, чем кабина. Приборную панель сделали единым блоком с рулевой колонкой, а блок управления вынесли на пузатый ящичек центральной консоли.

ВАЗ-2802-02 был сделан удивительно быстро: осенью 1979 года начались работы по созданию этого авангардного коммерческого электрокара, а летом того же года на машине уже катались по территории завода.

Рама электрокара была спроектирована в расчёте на организацию внутри её двух независимых отсеков – под аккумуляторы и запасное колесо. Для быстрой замены батареи в комплексе электромобилей разработали специальную тележку: она подъезжала сбоку и путём манипуляций с подъёмом/опусканием батареи производилась её замена. А выдвижную «запаску» расположили в заднем свесе, прикрыв её крышкой, как и аккумуляторы.

На электромобиле были установлены никель-цинковые аккумуляторы общей массой 423 кг, которые обеспечивали до 80 км пробега в городском режиме. Электромотор развивал мощность 25 кВт, приводил в действие заднюю ось и позволял разогнать 1030-килограммовую машину до максимальной скорости 74 км/ч.

Чтобы как-то компенсировать значительную массу аккумуляторов, раму электромобиля изготовли из алюминиевых профилей. Алюминиевые сплавы и пластмассы также применили при изготовлении некоторых узлов и деталей кузова. Но все-таки конструкция была несколько перетяжелённой и нуждалась в доработке. Но убрать с готовой машины 300-350 кг предполагало внести значительные переделки в основу кузова. Этим заниматься не стали, благоразумно решив, что проще будет разработать новую конструкцию, уже на этапе проектирования оптимизированную по массе.

ВАЗ-2802 ещё долгие годы возили по выставкам и дизайнерским семинарам. В том числе показали её и на ВДНХ, в 1984 году, на выставке «Автопром-84». С ВДНХ ВАЗ-2802 привезла 14 золотых медалей – за дизайн, конструкцию, идею.

Приобретенный опыт разработки этих двух электромобилей был использован при создании электромобиля ВАЗ-2702

 

По материалам rusautomobile.livejournal.com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam