ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Мелкосерийная электрическая Ока ВАЗ-1111Э

В 1992 году был разработан легковой электромобиль на базе автомобиля Ока. Силовой агрегат «электрооки» состоял из электродвигателя «ПТ-125» и редуктора. Электромотор приводил в движение передние колеса и имел высокий крутящий момент, вследствие чего машина обладала высокими тяговыми характеристиками и отличалась резвостью на небольших скоростях. Тиристорная система управления электроприводом обеспечивала плавный разгон электромобиля, а также рекуперацию электрической энергии во время торможения двигателем.

Никель-кадмиевые аккумуляторные батареи «НКП-90»размещались в трех отсеках: под капотом, под задним сиденьем и в багажнике. Общий вес батарей составлял 300 кг, что практически забрало всю грузоподъемность и полезный объем «Оки». В багажнике места практически не осталось. В общей сложности в машине размещалось 110 необслуживаемых никель-кадмиевых щелочных аккумуляторов российского производства, напряжением 1,2 вольта каждый, емкостью по 90 либо 120 ампер/часов.

Новых никель-кадмиевых аккумуляторов хватало примерно на 1000 циклов. Таким образом, ресурс батареи составлял 100 тысяч километров (ведь одной зарядки хватает на 100 километров). Если в день проезжать 100 километров, то батареи хватит, примерно, на 3 года (в год до 35 тысяч километров). Существенные коррективы в запас хода вносит манера езды: быстрее едешь — быстрее закончится накопленная энергия.

Легкости управления электрической Окой позавидует владелец иномарки с «автоматом». Хоть в его машине тоже нет педали сцепления, но все же рычаг на селекторе надо перемещать и задавать режим работы КПП. Здесь же коробки, естественно, нет (настоящий подарок дамам!) — нажимаем на педаль «газа» и воздействуем на электродвигатель через систему управления, грубо говоря, реостатом, как на троллейбусе. И, благодаря этому, Ока-Электро с перекрестка рванет одной из первых. Слева от рулевой колонки, рядом с аварийной сигнализацией, имеется клавиша «R» - это тумблер включения заднего хода. На приборном щитке, как и в стандарте, основное место занимает спидометр. Справа от него разместился вольтметр, контролирующий напряжение бортовой сети. Левый датчик с цифрами от 80 до 160 «говорит» о состоянии основных энергоносителей.

В 1994 году руководством НТЦ было принято решение начать опытное производство электромобилей Ока в Опытно-промышленном производстве (ОПП). Была уточнена компоновка электромобиля. Для обеспечения пробега в 110 км на одной зарядке подняли напряжение со 120 В до 132 В. Саратовский аккумуляторный завод поставлял усовершенствованные аккумуляторы «НКП-120». Силовой тиристорный блок электропривода заменили транзисторным, что позволило снизить массу электропривода на 20 кг, уменьшить габариты и повысить электрический КПД электропривода. Все эти работы в течение года были реализованы при сборке новых электромобилей. Транзисторные блоки управления изготавливались в цехе электроники. Всего в ОПП было собрано 20 электромобилей ВАЗ-1111Э.

Электромобили Ока довольно убедительно заявили о своей состоятельности и перспективности безоговорочной победой в соревнованиях «12 электрических часов по Турину», «положив на лопатки» итальянских и французских конкурентов.

Заряжать Электро-Оку можно от обычной сети переменного тока напряжением 220 В. Зарядка занимает около 10 часов.

Интересно, увидим мы в обозримом будущем в наших городах экологически чистые автомобили? По всей видимости, да. ВАЗ-1111Э — не просто выставочный образец, а мелкосерийный автомобиль, который был изготовлен в количестве около сотни экземпляров.

Электроприводом электромобиля Лада Ока Электро в 1996 году оснастили также один из экспериментальных образцов концепт-кара Эльф, вызывавшего в течение долгого времени большой интерес у посетителей заводского стенда на российских и международных выставках. По своей сути Эльф являлся видоизмененной Окой. База и основные детали использовались от ВАЗ- 1111. Хотя, отличия были существенные.

История разработки электромобилей Ока была бы неполной без рассказа о спортивных достижениях экипажей на электромобилях Лада Ока Электро и концепт-каре Эльф на трассах международных соревнований в 1994-1997 гг.

 

1994 г. Первое ралли электромобилей «Солнце Кубани»:

 1-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — В. Палчевский и А. Гайдук;

 2-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — С. Аглотков и А. Фищев.

 

1995 г. Первое ралли серийных электромобилей в Монте-Карло:

 3-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — В. Палчевский и А. Брызгалов;

 5 место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — С. Аглотков и А. Фищев.

 

1996 г. Ралли серийных электромобилей «12 электрических часов г.Турина», Италия:

 1-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — С. Ивлев и А. Фищев.

 

1996 г. Второе ралли электромобилей в Монте-Карло:

 Среди серийных электромобилей:

 2-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — В. Палчевский и В. Бойко;

 3-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — С. Ивлев и А. Фищев.

 Среди электромобилей–прототипов:

 2-е место занял концепт-кар «Эльф», экипаж — С. Аглотков и А. Дегтярев.

 

1997 г. Ралли «Солнечный кубок Дании»:

 Среди серийных электромобилей:

 1-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — В. Палчевский и В. Бойко;

 3-е место заняла «Лада Ока Электро», экипаж — С. Ивлев и А. Фищев.

 

 

По материалам aae-press.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam