ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Экспериментальные электромобили УАЗ (1974 - 1985)

В 1974 году УАЗ совместно с ВНИИЭМ Минэлектротехпрома изготовил партию из пяти электромобилей У-131 на шасси УАЗ-451ДМ с системой электропитания на переменном токе. Силовая установка электроУАЗа представляла собой трехфазный тяговый асинхронный двигатель мощностью 15 кВт. Блок свинцово-кислотных аккумуляторов типа 6ЭМ-100, емкостью 100 А*ч, обеспечивал машине запас хода до 70 километров. Зарядка АКБ до 70% занимала всего 1 час.

Сами автомобили представляли собой обычное грузовое шасси УАЗа с оригинальной будкой типа фургон. Громоздкие и тяжелые аккумуляторы на этих автомобилях располагались фактически в фургоне, поэтому внутренний объем кузова был невелик, а грузоподъемность автомобиля У-131 составляла всего 500 кг при полной собственной массе 2400 кг. «Будка» автомобиля для экономии веса была сделана из легкого и нержавеющего дюралюминия.

На электромобиле было сохранено привычное рулевое и педальное управление. За счет отсутствия коробки передач процесс управления У-131 был ощутимо легче и удобнее, чем у автомобиля. Нажатием педали газа водитель приводил электромобиль в движение, при нажатии тормоза – включалась система рекуперативного торможения.

Пять электромобилей У-131 были переданы в ведомство 34-го автокомбината «Мосторгтранса» в том же, 1974 году. На электромобилях версии У-131 было выявлено множество недостатков и принято решение продолжать эксперименты в этой области и дальше.

Следующим электрическим проектом стал УАЗ-451МИ. Испытания новой модели проводились в 1978 году на том же самом 34-ом автокомбинате «Мосторгтранса» параллельно с У-131.

Получив существенный опыт при разработке модели У-131, инженеры постарались устранить в новой модели все недостатки. В новом УАЗ-451МИ, например, зарядное устройство было интегрировано в каждую машину, что позволяло производить подзарядку аккумуляторов «на линии», то есть непосредственно в процессе работы – при погрузке/разгрузке. Учитывая, что до 70% аккумуляторы заряжались всего за 1 час, это позволило УАЗ-451МИ работать без вынужденных перерывов. Кроме того, была решена проблема полезного объема кузова. Блок батарей был перенесен под раму УАЗа, тем самым освободив пространство. Но от основных недостатков – сниженной грузоподъемности (всего 500 кг) и высокой собственной массы автомобиля (3000 кг), так и не удалось избавиться. Работы по усовершенствованию продолжились и, в итоге, дали свои положительные результаты.

Ближе всех к серийному производству стал очередной электрический УАЗ, вышедший в 1980 году. Автомобиль УАЗ-3801, как и предыдущие модели, попал на работу в 34-й автокомбинат «Мосгортранса».

По сравнению с предшественниками, УАЗ-3801 получился очень удачной моделью. Был исправлен один из главных недостатков – грузоподъемность увеличена с 500 кг до 800 кг (по другим данным – 650 кг). Аккумуляторы из-под днища (как на УАЗ-451МИ) были убраны в специальный отсек в кузове, доступ в который осуществлялся через люки в бортах. Пробег УАЗ-3801 составлял до 70 километров, а подзарядка до 70% осуществлялась за 1 час. В движение новинка, как и предшественники, приводилась асинхронным мотором мощностью 15 кВт, разгонявшим электромобиль до 70 км/ч.

Без недостатков, конечно, тоже не обошлось. Из-за наличия АКБ в кузове, его полезный объем слегка уменьшился. Кроме того, пол в грузовом отсеке был «ступенчатым», с пандусом над аккумуляторным отсеком. Правая боковая дверь фургона была вынужденно укорочена (так как под ней размещался люк для доступа к АКБ), что делало неудобным посадку и погрузку.

В целом, УАЗ-3801 оценили как удачную машину. С 1980 по 1985 год было выпущено 65 электромобилей, которые эксплуатировались до 1987 года, значительно дольше предшественников. В данном случае можно даже заявить, что было налажено мелкосерийное производство.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam