ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Послевоенные японские электромобили «Tama Electric Cars»

В ноябре 1924 года кораблестроительная фирма «Ishikawajima Shipyards» создала дочернее предприятие по выпуску самолетов  -  «Ishikawajima Aircraft Manufacturing Company». В 1936 году компания оказалась под юрисдикцией Армии Великой Японской Империи и стала называться «Tachikawa Aircraft Company Ltd». Перед началом Второй Мировой Войны было налажено производство военных самолётов.

Война закончилась, Япония капитулировала, и нужно было думать о будущем, а именно – начинать выпускать гражданскую продукцию.  Заводы фирмы «Tachikawa Aircraft Company Ltd» и без того сильно пострадали во время войны, а тут еще ограничение по сфере деятельности - многие инженеры перешли работать на другие японские предприятия.

Послевоенная Япония страдала от острого  дефицита углеводородного горючего, была введена карточная система продажи горючего, поэтому и было решено производить тот транспорт, который не зависит от углеводородов. Оставшиеся конструкторы «Tachikawa Aircraft Company Ltd» стали работать над проектом электромобиля. Первый прототип был изготовлен в 1946, он получил название «Typ EOT-46». В качестве базового автомобиля послужил довоенный малотоннажный пикап марки «Ohta». Компоновка электрокара была следующей: свинцовые аккумуляторные батареи располагались в грузовом отсеке, а электродвигатель поместили под капот, привод осуществлялся на заднюю ось.

В 1947 году был построен новый прототип,  для него был спроектирован новый кузов: капот стал аллигаторного типа, а не открывался по бокам, как у довоенного пикапа, фары были интегрированы в крылья. В мае 1947 года был готов пассажирский вариант машины, тогда же было получено разрешение начать серийное производство. Серийный автомобиль получил название Tama E4S-47 (Тама - название пригорода Токио, где располагался арендованный завод, а через месяц название фирмы было сменено на «Tokyo Electric Motor Car Co»).

Автомобиль был 4-местным и имел относительно небольшие габариты: длина 3035 мм, ширина 1230 мм, высота 1630 мм, колесная база – всего 2000 мм. Снаряженная масса составляла 1100 кг.

Первый серийный электромобиль фирмы «Tama» - Tama E4S-47: аккумуляторы располагались под полом, салон отличался предельной простотой и аскетичностью.

Рама машины была лестничного типа, кузов был изготовлен на деревянном каркасе, под капотом располагался  электромотор, мощностью 3,3 кВт (4,5 л.с.) с максимальным напряжением в 36 В и силой тока в 120 А. Под полом были размещены свинцово-кислотные аккумуляторы с напряжением в 40 В и ёмкостью в 162 Ач. Электрокар оснащался 2-ступенчатой механической коробкой передач,  развивал скорость в 35 км/ч и имел максимальный запас хода до 65 км.

В 1948 году, по указанию Министерства торговли и промышленности, фирма начинает строить новую модель «E4S-48 Junior», которая должна была сменить предшественницу. Новый электрокар был выполнен в 2-дверном кузове, типа седан, но в качестве базы использовалась рама предыдущей модели (Tama E4S-47). Новый автомобиль немного увеличился в размерах (3556 х 1400 х 1600мм), что повлекло за собой увеличение массы до 1220 кг. Мощность электромотора была доведена до 4 кВт (5,5 л.с.), что давало возможность разгоняться до 45 км/ч. На одной зарядке можно было проехать до 130 км. Автомобиль поставлялся в основном для государственных учреждений: министерств, университетов и государственному банку. В 1949 году фирму переименовали в «Tama Electric Cars Co».

В 1949 году появляется автомобиль с габаритами среднего класса — 4-дверный седан «Senior» с дизайном,  похожим на FIAT 1400. Габариты: 4200 х 1570 х 1565 мм, база – 2400 мм. Снаряженная масса составляла 1776 кг. Мощность электромотора равнялась  4,4 кВт (6 л.с.), максимальная скорость 55 км/ч, а автономность уже составляла 200км. Машина пользовалась стабильным спросом, и за первый год производства было выпущено 400 экземпляров.

Но в 1951 году началась корейская война, цены на свинец «взлетели до небес», что повлекло за собой значительное удорожание аккумуляторов. В то же время в Японии стабилизируется  рынок нефти.  Все эти факторы сделали производство электромобилей нецелесообразным, итог - в июне 1951 года производство электрокаров марки «Tama» прекращается.

Электрокары: Tama E4S47 (слева), Tama Junior (в центре) и Tama Senior.

Тем временем, «Fuji Precision Machine Company Ltd.» - одно из 12 отделений корпорации «Fuji Sangyo», которое после войны образовалось из авиационной компании «Nakajima Aircraft Company», занимается разработкой бензиновых и дизельных двигателей. В 1951 году «Fuji Precision Machine Company Ltd.» представили на выставке 1.5-литровый 45-сильный карбюраторный мотор собственной конструкции, который завоевал призовые места. Руководство «Tama Electric Cars Co» принимает решение о разработке нового автомобиля на базе кузова   «Senior»  с двигателем «Fuji».

В 1952 году был готов первый автомобиль с бензиновым мотором, построенный на доработанной основе электроседана «Senior». Так как в 1952 году монарший престол Японии объявил Акихито  (сына императора Хирохито) наследником, то фирму решили переименовать в честь этого великого для японцев события. С ноября 1952 компания стала называться «Pince Motor Company», поэтому новинка получает название «Prince Type AISH». На этом история электромобилей «Tama» заканчивается, и начинается история бензиновых «Принцев», которая продлилась тоже недолго. В 1966 году «Pince Motor Company» была поглощена другой японской компанией - «Nissan». Все модели «Принцев» (кроме некоторых моделей пикапов) с 1966 года выпускались под маркой «Nissan». Окончательно марка «Prince» исчезла в 1970 году.

 

 

По материалам сайта Drive2.ru.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam