ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Одометр Витрувия - древнеримский измеритель пробега

Одо́метр (греч. ὁδός — дорога + μέτρον — мера) — прибор для измерения количества оборотов колеса, при помощи которого может быть измерен пройденный транспортным средством путь.

Древнейший сохранившийся чертеж одометра зафиксирован в трудах римского архитектора Витрувия, жившего в I веке до н.э.

В своих работах архитектор описал конструкцию прибора, принцип его работы и назначение. Прибор представлял собой систему механизмов и был установлен в верхней части повозки. Измерение пройденного пути осуществлялось следующим способом: через каждую милю в коробку со звоном падал камешек, а по прибытию в пункт назначения коробку открывали и подсчитывали количество камней.

Главная шестерня представляла собой колесо с четырьмя сотнями зубцов, которые прокручивались единственным зубом, прикрепленным к главному колесу повозки. Таким образом, 400 оборотов соответствовали одному движению фиксирующего обороты механизма.

Однако возникли проблемы при попытках воплотить описание Витрувия в рабочую конструкцию. Даже великий изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) столкнулся с трудностями. Для того, чтобы получить работоспособную модель изобретателю пришлось внести весьма существенные изменения в конструкцию.

Но модель Леонардо, хотя она и работала, после значительных модернизаций стала мало похожа на систему зубчатой передачи Витрувия.

В 1963 г. профессор А. Дж. Дрэчманн, ученый и эксперт в области классической древней механики, тоже зашел в тупик и объявил, что эти проблемы неразрешимы. Одометр Витрувия был объявлен чисто теоретическим изобретением, которое практически никогда не было реализовано.

В 1984 году инженер Андре Слисвик вновь решил заняться этим вопросом. Витрувий достаточно ясно указал, что этот механизм был «передан нам нашими предшественниками». Это наводит на мысль, что он описывал известное ему устройство, которое, вероятно, никогда не изобретал сам. Имея это в виду, Слисвик все начал сначала. Используя зубцы другой формы, добавив глубокую бороздку к колесу с единственным зубцом и расположив его под углом в 50 градусов по отношению к колесу с 400 зубцами, Слисвик решил задачу. Добавление второго одиночного зубца на широкое колесо, позволило ему управлять третьим горизонтальным колесом на верху механизма.

Затем Слисвик по другим деталям Витрувия сделал в четыре раза уменьшенную модель. Он просверлил ряд отверстий в верхнем горизонтальном колесе, чтобы удерживать шарики. Когда отверстие через каждую четверть мили проходило над щелью, в нее падал шарик. Одометр Витрувия мог работать лишь в том случае, если не допускалось никаких отклонений в конструкции.

Последняя задача заключалась в том, чтобы установить подлинного конструктора этого механизма, который, как упоминал Витрувий, пришел из древнейших времен. В самом деле, какой был прок от одометров в Италии во времена Витрувия, когда на дорогах уже два века устанавливались мильные камни?

Ответ, возможно, кроется в арабской рукописи, описывающей похожий роняющий гальку механизм в конструкции водяных часов, приписываемых Архимеду (287 - 212 гг. до н. э.). Величайший инженер классического мира Архимед, возможно, был способен создать механизм с зубчатой передачей. Он был главным научным советником сиракузского царя на Сицилии, ближайшего союзника Рима на протяжении 36 лет рабочей карьеры Архимеда. За этот период в Италии было завершено строительство сети римских дорог. Возможно, Рим поручил великому научному гению помочь в осуществлении дорожного строительства и создать механизмы правильного измерения и деления расстояния для установки мильных камней. Но это, всего лишь, предположения…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam