ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Императорский гараж: автомобили русского царя Николая Второго

Российский император Николай IIвпервые познакомился с самоходными транспортными средствами еще летом 1895 года, когда в Петергофе ему продемонстрировали паровой трицикл «Millet» французского производства. Но на самодержца сие трехколесное чудо не произвело сильного впечатления - Их Величество остались равнодушны. С тех пор царь неоднократно имел счастье созерцать на выставках автомобили различных конструкций, но до покупки собственного мотора так дело и не дошло. Лишь с 1903 года, благодаря князю Орлову, в царской семье начали приобщаться к самоходным повозкам. В 1903 году Владимир Николаевич Орлов впервые приехал в Александровский дворец Царского Села на своей машине. Императору очень нравились поездки на моторе - Орлов фактически превратился в его шофера, совершая автопрогулки почти каждый день.

Создание Императорского гаража

 В 1905 году царь принял решение о приобретении собственных автомобилей. Выбор и покупка автомобилей была доверена, естественно, князю Орлову. Первые машины, закупленные князем, появились в Александровском дворце Царского Села уже в конце 1905 года. Это были 2 французские машины марки «Delaunay-Belleville». Покупка царских моторов обошлась казне 18 400 рублей. После приобретения первых машин началось строительство гаража.

Mercedes князя Орлова. 1905 год


Руководителем гаража прогнозируемо стал князь В.Н.Орлов, который, в свою очередь, пригласил понравившегося ему специалиста - 28-летнего француза Адольфа Кегресса на пост технического директора. До этого Кегресс работал техником на автозаводе российской фирмы «Лесснер».

С целью обучения шоферов для царских автомобилей, князь В.Н.Орлов выступил инициатором открытия Императорской школы Шоферов, что вскоре и было выполнено.

К концу 1906 г. в царских гаражах в Петергофе и Царском Селе стояло уже шесть «железных коней», благодаря которым казна уменьшилась на 100 000 руб. К двум французским машинам марки «Delaunay-Belleville», закупленным в 1905 году, добавились еще четыре: «Delaunay-Belleville» - тройной фаэтон, «Mercedes» - лимузин синего цвета, «Mercedes» - лимузин красного цвета и темно-синий «Mercedes» с полуоткрытым кузовом. С этого времени затраты на оснащение и расширение гаражей, а также на приобретение новых автомобилей безудержно росли.

В 1907 году Император потратил на гаражи еще 77 277 руб.: на этот раз были закуплены не только иномарки, но и российский лимузин марки «Лесснер» (темно-зеленого цвета).

В 1908 году было истрачено 69 700 рублей, в 1909 году - 65 000 рублей, в 1910 году - 33 000 рублей. В 1911 году истратили рекордную сумму - 96 681 рубль, и в 1912 году - 58 600 рублей.

Императорские моторы. Поездка Царской семьи в Германию, 1910 год


На эти деньги закупались не только автомобили, но и велось строительство новых гаражных помещений. Новые гаражи появились не только в Царском Селе и Петергофе, но и в других царских резиденциях – в Зимнем и Аничковом дворцах в Петербурге, в Гатчине, в Ливадии.

К 1908 году штат гаража в Царском Селе насчитывал 26 сотрудников, а через 5 лет вырос до восьмидесяти. Это были самые лучшие высокооплачиваемые шоферы и специалисты Петербурга.

Самая роскошная машина царя

В 1909 году российский Императорский двор фирме «Delaunay-Belleville» сделал заказ на изготовление престижнейшей модели автомобиля. Она получила название «Delaunay-Belleville – 70 S.M.T.». Аббревиатура «S.M.T.» расшифровывалась как «Sa Majesti le Tsar», что переводилось с французского – «Его Императорское Величество». Это был мощный и очень качественный автомобиль, весивший около 4 тонн, с 6-цилиндровым мотором объемом 11.5 литров и мощностью 70 л.с., способный разгоняться до максимальной скорости 100 км/час. Его изготовление обошлось казне в 23 000 рублей - для сравнения, лимузин марки «Русско-Балтийский» стоил 8 400 рублей.

В 1910 году в Императорских гаражах находилось 22 автомобиля различных модификаций. Среди них – пять автомобилей, предназначенных лично для Николая II и его семьи: 4 машины марки «Delaunay-Belleville» и один «Mercedes».

Французские Delaunay-Belleville. Справа - цесаревич Алексей за рулем


В гараже Царского Села, кроме личных автомобилей императора, находился еще десяток машин, которыми пользовались, в основном, придворные Николая II. Среди них были машины самых известных марок того времени: «Mercedes» (3 штуки), «Delaunay-Belleville», «Panhard-Levassor», «Serex», «Daimler», «Руссо-Балт» (2 штуки) и «Лесснер». Автомобили «Руссо-Балта» были самыми престижными и роскошными российскими автомобилями. На пробке радиатора этих машин завод имел право устанавливать символ Российской империи – фигурку двуглавого орла.

Со временем император начал совершать поездки на дальние расстояния, а по протоколу его должны были сопровождать множество лиц. Тогда, наряду с обычными автомобилями, закупили четыре грузовика-трейлера с кроватями: две машины марки «Ditrich», один «Renault» и один «Daimler».

За счет российской казны приобретались автомобили для должностных лиц. Так, в распоряжении дворцового коменданта находилось два автомобиля «Mercedes». В 1910 году ежегодное содержание Императорского гаража обходилось в 126 000 рублей.

Следует отметить, что кузова для всех царских автомобилей с 1909 года, на разных шасси («Rolls-Royce», «Renault», «Peugeot», «Mercedes»), строила лишь одна французская фирма - «Keller».

Крымские автопрогулки


Когда в Крыму велось строительство Ливадийского дворца, также был построен гараж, после чего приобрели два «Rolls-Royce SilverGhost». Эти машины использовались для автопрогулок по Крыму до революции 1917 года.

Гараж продолжал разрастаться - Николай II щедро тратил казенные деньги на расширение своего автопарка. Так, в 1912 году Его Величество пополнили гараж следующими машинами:  5 «Мерседесов», из которых 2 автобуса и один гоночный; 4 «Delaunay-Belleville» и один «Руссо-Балт». Начальник Дворца получил два новых лимузина марок «Serex» и «Мерседес».

В 1912 году в гаражах императора насчитывалось уже более 50 автомобилей. Для обслуживания автопарка были задействованы 80 человек. К водителям предъявлялись самые высокие требования – они должны были не только уметь профессионально водить автомобиль, но и быть в состоянии определить и устранить неисправность машины. Эти задачи решала Императорская школа шоферов.

Императорский вагон-гараж

Учитывая тот факт, что машины часто перевозились к месту следования Императора, в феврале 1914 г. было решено начать строительство специального вагона-гаража (сначала использовали стандартные платформы).

Погрузка царского автомобиля в вагон-гараж


Для этих целей построили два 4-осных 20-метровых вагона, а на них изготовили закрытый гараж, в который вмещалось пять автомобилей, а также спецпомещения для обслуживания, ремонта и хранения запасных частей и ГСМ. Вагон-автогараж всегда цепляли в конец состава, на котором следовал царь. Автомашины своим ходом заезжали и выезжали из него по металлическим съездам, установленным в торце вагона.

Вагон-гараж был закончен в 1915 году, что было очень важно, поскольку именно в августе 1915 г. Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего, и ему чаще приходилось выезжать на фронт.

Автопарк царя продолжал увеличиваться и в годы войны, но не за счет престижных дорогих автомобилей, а за счет машин, которые могли понадобиться в условиях фронта. Так, зимой 1915/16 г. для царя построили автомобиль-сани  в 2 экземплярах. Одну из двух изготовленных машин передали полковнику А.И.Спиридовичу, заведовавшему службой охраны царя.

Царская семья около гаража. Слева «Delaunnay-Belleville», справа «Mercedes» Ливадия, 1914 год.


К началу 1916 года в Императорском гараже находилось 56 автомобилей. Среди них – 9 личных автомобилей царя Николая, 19 автомобилей для свиты, 3 фельдъегерских автомобиля, 15 хозяйственных и 10 автомобилей для придворных.

После февральских событий 1917 года и свержения монархии все автомобили Императорского гаража были реквизированы. Позже на царских автомобилях возили вождей революции - В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого. Во время гражданской войны большинство царских машин были уничтожены - до настоящего времени сохранились лишь несколько.

 

По материалам: "Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в." автор - Игорь Викторович Зимин

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam