ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Паровой тягач Николы-Жозефа Кюньо 1769 года - первый действующий паромобиль

Первым практически действовавшим паровым автомобилем считается паровая телега француза Никола-Жозефа Кюньо (1715 - 1804). Он хотел создать мощную тяговую силу для артиллерийских орудий и перевозки снарядов. Телегу изготовили в 1769г. в мастерских парижского арсенала

«Дорожный вагон», как сам его называл Кюньо, имел три колеса и огромный паровой котел; энергия пара приводила в движение переднее колесо. Этот паровой монстр имел массу около 5 тонн, и развивал максимальную скорость до 4 км/ч. Через каждые 15 минут в его котле кончался пар. При этом, специальный человек-кочегар (по-французски - "шоффёр" - chauffeur) шел спереди машины и подбрасывал в нее уголь, хранившийся в ящике под грузовой платформой. Еще один человек сидел на грубо сколоченной скамейке и регулировал давление пара.

Этот паровой тягач мог буксировать 3 тонны груза, а с его управлением едва могли справиться два человека.

При проектировании своего экипажа Кюньо обратился опять-таки к экипажной практике: лошадь находится впереди экипажа и тянет его за переднюю ось, значит, и машину следует поставить вперед и осуществить передачу на переднее колесо. Кюньо смонтировал всю паровую машину на переднем колесе. Медный паровой котел, как горшок на ухвате, висел впереди телеги. Позади котла была расположена вертикальная 2-цилиндровая паровая машина рабочим объемом более 60 литров и мощностью около 2 л.с. Прикрепленные к поршням штоки воздействовали на храповые механизмы, последовательно проворачивавшие ведущее колесо.

Длина повозки составляла 7250 мм, колесная база - 3420 мм.

Во время первых испытаний, состоявшихся 23 октября 1769г., четыре человека, отвечавших за работу неповоротливой телеги, не смогли справиться с управлением и она протаранила стену арсенала. Правда, некоторые авторы ставят факт аварии под сомнение.

Повторные испытания в декабре также оказались неудачными. В апреле следующего года Кюньо начал строительство новой машины, которая была готова в конце 1770г. Есть сведения, что она была испытана в 7-километровом пробеге от Парижа до пригорода Винсенн. Последовавшие затем перемещения в военном руководстве страны привели к прекращению всех работ.

Несмотря на кажущееся поражение Кюньо, его изобретение показало, что механические самодвижущиеся повозки – не просто фантазия, а реально осуществимый вид транспорта. «Паровая повозка» Кюньо была помещена в «хранилище машин, инструментов, моделей, рисунков, описаний и книг по всем видам искусств и ремесел» в 1794 году и позже стала «гвоздем» музея. Ее изображение также было эмблемой французского общества автомобильных инженеров. В 1969 году торжественно отмечалось 200-летие «телеги», а в Лотарингии, родине Кюньо, был поставлен памятник изобретателю.

В 1800г. телегу Кюньо перенесли в Парижскую консерваторию (музей) искусств и ремесел, где она хранится до сих пор.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam