ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Советские "Кобры" 1960-х - спортивные родстеры ЗиЛ-112С

Первый по-настоящему скоростной автомобиль появился в конструкторском бюро ЗиС еще перед Великой отечественной войной. В 1939 году на шасси представительского ЗиС-101 сконструировали спортивный кабриолет ЗиС-101А Спорт. На нем удалось развить максимальную скорость 163 км/ч.

Очередной спорткар – ЗиС-112 советские конструкторы построили в 1951 году (на этот раз уже на базе лимузина ЗиС-110), а в 1953 его модернизировали. На модернизированном варианте удалось достигнуть скорости 210 км/ч.

Спорткар ЗиС-112/2 1956 года со стеклопластиковым кузовом и 170-сильным мотором


Через два года советский гоночный регламент претерпел изменения. На смену загородным шоссе пришли первые кольцевые автодромы. Для таких соревнований обычный «сто двенадцатый» уже не подходил, и в 1956 году создали новую его модификацию ЗиС-112/2.

С предшественником было общее только название. Кузов 112/2 изготовили из стеклопластика, что позволило снизить массу на 300 кг. Но мотор дефорсировали до 170 л.с., так что динамика новинки осталась почти на прежнем уровне.

Спортивный кабриолет ЗиЛ-112/3 1956 года с алюминиевым кузовом


Под условным обозначением ЗиЛ-112/3 известна модификация ЗиС-112/2, в 1956 г. оснащенная новым алюминиевым кузовом взамен поврежденного стеклопластикового.

Модель 112/2 стала переходной к новой серии спорткаров - в том же году дебютировали два новых варианта модели. Поскольку завод переименовали в ЗиЛ (Завод имени Лихачева), то назвали их ЗиЛ-112/4 и 112/5. Внешне машины почти не отличались друг от друга.

На новых машинах установили моторы V8 объемом 6,0 л. Моторы спорткаров получили полусферические камеры сгорания и были представлены в двух версиях: с четырьмя карбюраторами, где мощность составляла 200 л.с., и с восьмью – 220 л.с. Масса ЗиЛ-112/5 составляла 1500 кг, а максимальная скорость 230 км/ч.

1962 год. На переднем плане - ЗиЛ-112/5, за ним - ЗиЛ-112/4, в конце - лимузин ЗиС-110


Звездным часом для спортивных «ЗиЛов» стал 1957 год. Владимир Петров и Борис Абрамов выиграли чемпионат Советского союза. В 1960 году Борис Курбатов завоевал еще один чемпионский титул, а через год добился серебряной медали. 

Но в начале 60-х годов стало понятно, что ЗиЛ-112/4 и 112/5 понемногу начинают проигрывать соперникам. В конструкторском бюро решили не отставать от конкурентов и приступили к проектированию новых болидов - и через год новый спорткар ЗиЛ-112С уже проходил испытания.

В конструкции 112С появилось немало технических нововведений. Так, второй экземпляр машины, впервые в СССР, оснастили дисковыми тормозами, причем всех колес. Задние диски, кстати, расположены не внутри колес, а на мосту, возле главной передачи (такую схему нередко использовали в «Jaguar» вплоть до 90-х годов). Для улучшения управляемости был установлен самоблокирующийся дифференциал. Передняя подвеска стала независимой – от «Волги» ГАЗ-21. Спереди и сзади появились стабилизаторы поперечной устойчивости. В шасси применили алюминиевые сплавы, благодаря чему масса составила 1330 кг.

Под капотом также произошли изменения. Мотор первого ЗиЛ-112С доработали, оснастили двумя четырехкамерными карбюраторами и боковым прямоточным выхлопом, благодаря чему удалось снять 240 «лошадок». А второй автомобиль 112С получил 7.0-литровый двигатель (им позже оснастили лимузин ЗиЛ-114). Мотор развивал 270 л.с. при 4300 об/мин, а максимальный крутящий момент составлял 559 Н*м при 2700 об/мин. Динамика новинки оказалась очень достойной: разгон до «сотни» занимал 9 секунд, а максимальная скорость достигла 260 км/ч.                                                   

Дизайн ЗиЛ-112С имел много общего с европейскими и американскими спортивными кабриолетами тех времен – такими как «Shelby Cobra» или «Ferrarі Testarossa». Конструкторы во главе с Сергеем Глазуновым не скопировали заграничные прототипы – просто внешний вид продиктован требованиями аэродинамики. Автомобиль получился довольно компактным: при длине 4,2 м его высота составила всего 92 см. Эта модификация также принесла команде ЗиЛ немало побед. В 1963 году Виктор Галкин стал третьем в чемпионате СССР, а через два года выиграл его. В 1967 году Геннадий Жарков завоевал бронзовую медаль.

Позже, один из спорткаров модели ЗиЛ-112С подвергся существенной доработке (специально для побития рекордов): машина получила пластиковые обтекатели и новый кузов  (масса автомобиля составила 1130 кг). Николай Разинчев на озере Баскунчак побил два всесоюзных рекорда скорости в спринте на 500 м, достигнув скорости 112,6 км/ч.

"Советская Кобра" - ЗиЛ-112С


В конце 60-х годов успешную гоночную программу ЗиЛ-112 закрыли. После трех выигранных чемпионских титулов завод из Москвы больше не принимал активного участия в соревнованиях. А уникальные спортивные автомобили очень скоро оказались на свалке. До наших дней  сохранились только две машины ЗиЛ-112С поздних лет выпуска. Обе сейчас экспонируются в Рижском музее автомобилей и привлекают внимание многих посетителей. Ведь смотря на них, много автолюбителей не могут поверить, что это советские болиды, а не «Ferrarі» или «Cоbra».

По материалам сайта: www.afp.com.ua

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam