ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Советский спорткар - ЗиС-101А Спорт 1939 года

ЗиС-101А Спорт (1939) – двухместный спортивный родстер, созданный в единственном экземпляре на базе правительственного лимузина ЗиС-101. На автомобиль устанавливался форсированный мотор ЗиС-101, в котором увеличили число оборотов и степень сжатия, изменив фазы газораспределения. Рядный восьмицилиндровый (!) двигатель с рабочим объемом 5766 см.куб. был увеличен до объема 6060 см.куб., головка блока, поршни, шатуны были изготовлены из алюминиевого сплава. Для «приготовления пищи этому спортивному монстру» служили два карбюратора «МКЗ-Л2», на которых отсутствовал воздушный фильтр. В итоге мощность форсированного мотора возросла в полтора раза - со 110 до 141 л.с. при 3300 об./мин.

Коробка передач - стандартная от ЗИС-101А, подверглась существенным доработкам. В модернизированной коробке передач появились конические синхронизаторы и ускоряющая передача.

Максимальная расчетная скорость спорткара ожидалась около 180 км/ч, но на испытаниях машина смогла разогнаться лишь до 163 км/ч.

Спортивный вариант лимузина ЗиС-101 спроектировала группа молодых инженеров из КБ экспериментального цеха ЗиС: Владимир Кременецкий (задний мост), Николай Викторович Пульманов (форсировка двигателя ЗИС-101), Анатолий Пухалин (общая проработка, передняя подвеска). Дизайнер – Валентин Ростков. На XVII Московской Партконференции в 1939 году опытный образец автомобиля, получившего условное имя ЗиС-101А Спорт, был представлен Сталину и Кагановичу и даже получил «высочайшее» одобрение. Однако, смена директора завода, реорганизация коллектива и война, внесли свои коррективы в это дело и положили крест на проекте.

Судьба самого ЗиС-101А Спорт неизвестна. Согласно одним источниками он сгнил на заводских задворках, но другие... другие утверждают что темно-зеленый родстер кто-то где-то видел в 1960-х годах. Впрочем, первое утверждение более реально - такова была судьба большинства отечественных прототипов.

Некоторые энтузиасты-поисковики до сих пор надеются все-таки отыскать этот гоночный «сто первый», а вот специалисты реставрационного центра «Молотов-гараж» решили поступить по-другому: «не ждать милостей от судьбы», а воссоздать автомобиль по сохранившимся фотографиям и уцелевшим чертежам. Кропотливая работа длилась несколько лет, и вот теперь «возрожденный из небытия» ЗиС-101А Спорт (к слову сказать, это название – неофициальное) впервые показан широкой публике. Презентация восставшего из глубин истории раритета-призрака состоялась на 20-й «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина, которая проходила в сентябре 2012 года. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam