ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Автомобили чехословацкой компании Jawa

Мало кто знает, что чешская фирма «Jawa» производила не только мотоциклы, но и автомобили. Первой автомашиной с логотипом фирмы «Jawa» стала модель «700» , которая появилась в 1934 году. Стоит отметить, что данный автомобиль не был разработкой чехословацких инженеров – лицензия на производство 700-й модели была куплена у компании «DKW» (модель DKW F2 Meisterklasse 701).

Автомобиль обладал следующими техническими особенностями: в основе - рамная конструкция, мотор располагался спереди, привод - передний. В качестве силовой установки использовали 2-тактный 2-цилиндровый мотор рабочим объёмом 684 см3 и мощностью 20 л.с.

Всего было произведено около тысячи «Jawa 700». Вскоре, в 1937 году, модель «700» была заменена автомобилем собственной разработки, получившим название – «Minor».


Jawa 700Jawa 700

Модель «Jawa 700», производилась фирмой по лицензии «DKW» с 1934 по 1937 годы.


«Jawa Minor» была оборудована 2-тактным 2-цилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением объемом 615 см3. В сочетании с 3-ступенчатой коробкой передач, 19-сильный мотор позволял разгоняться на автомобиле до 95 км/ч.

В качестве основания для автомобиля использовался деревянный каркас, покрытый металлическим листом. Причём, деревянные детали «Jawa Minor» производились не в городе Тынец-на-Сазаве (где располагался завод «Ява»), а в небольшом городе Сольнице (северо-восточная Чехия), где первоначально изготавливали деревянную тару. Здесь ежедневно комплектовали по 6 -7 кузовов. Затем, для окончательной сборки кузова доставляли по железной дороге в город Тынец.

Спустя некоторое время, автомобили «Ява» получили широкое распространение среди автомобилистов, главным образом, благодаря своей высокой надежности и низкой цене. Перед войной «Jawa Minor» была самым недорогим автомобилем в Чехословакии (цена машины с кузовом родстер в 1938 году составляла 16 000 крон, при средней месячной заработной плате государственного служащего около 1400 крон, а рабочего от 500 до 1000 крон).

«Minor» производился до начала войны, а также – сразу после войны (из старых запасов деталей).


Jawa minorjawa 600

«Jawa Minor»1937 года - собственная разработка компании «Jawa»


Во время немецкой оккупации производство и разработка любой гражданской техники были строго запрещены. Тем не менее, и в этих условиях на мотоциклетном заводе Jawa в Праге, в то время полностью занятом ремонтом военной техники Вермахта, возникла подпольная мастерская, в которой было последовательно сконструировано и изготовлено пять прототипов будущего послевоенного автомобиля, названного Minor II. При этом разработчикам удалось под видом ремонта и опробования немецкой фронтовой техники не только собрать машины, но и провести их дорожные испытания.

После освобождения Чехословакии и национализации всей крупной промышленности, заводу «Jawa» пришлось сосредоточиться на производстве мотоциклов. Удачную же модель новой микролитражки передали фирме «Aero» (после войны вошедшей в состав государственного концерна «LET Letecké závody», чьи собственные разработки были признаны слишком дорогими для послевоенной экономики страны).

Стоит особо отметить, что автомобили «Ява» участвовали также и в гонках. Так, в 1935 году был построен (всего в шести экземплярах) специальный гоночный автомобиль Ява-750. Он предназначался для популярных гонок «1000 миль», которые в середине 1930-х г.г. ежегодно проводились в Чехословакии, по маршруту Прага — Кельн — Немецкий Брод — Йиглава — Великие Мезиричи — Брно — Бржецлав — Братислава и обратно в том же порядке, — в целом — 1600 км безостановочного пути.


Специальный гоночный автомобиль «Jawa 750», разработанный в 1935 году для участия в гонках «1000 миль»


Переднеприводные спортивные автомобили «Ява-750» были оснащены 2-цилиндровыми 2-тактными 750-кубовыми моторами. Безрамный несущий кузов был усилен деревянным каркасом. Три машины получили открытый кузов типа «родстер», а другие три были двухместными купе, которые считаются весьма успешным стилистически и даже сегодня рассматриваются в качестве одного из самых красивых автомобилей в истории автомобилестроения Чехословакии.

Автомобили «Jawa» добились победы в категории до 750 «кубиков», команда гонщиков была награждена премией от президента республики.

 

По материалам Википедии и Drive2.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam