ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Первый мотор с инжектором был изготовлен в 1916 году в России

Применение систем впрыска в авиастроении


 Первые авиационные двигатели оснащались карбюраторами, что приводило к усложнению конструкции моторов и снижению их надежности. Для обеспечения работы мотора под углом к горизонту, карбюраторный мотор, необходимо дополнять множеством дополнительных устройств, либо применять специально спроектированные карбюраторы. Система непосредственного впрыска авиационных двигателей — удобная альтернатива карбюраторной. Из-за конструктивных особенностей,  инжекторной системе впрыска безразлично рабочее положение (подача топлива осуществляется независимо от положения двигателя относительно земной поверхности).

Первый мотор с системой впрыска был изготовлен в России в 1916 году Микулиным и Стечкиным. Он же стал первым авиационным двигателем, перешагнувшим 300-сильный рубеж мощности. Двигатель АМБС-1 был построен и собран в сарае на территории ИТУ. Двигатель успешно запустился, но проработал ... всего три минуты, так как погнулись шатуны. Материалы, из которых изготовили детали двигателя, были взяты некачественные, без предварительной проверки свойств, что и погубило в техническом плане весь проект. Однако, по своим конструкторским решениям и техническим характеристикам двигатель Микулина-Стечкина был весьма прогрессивным для своего времени.

К 1936 году на фирме Robert Bosch были готовы первые комплекты топливной аппаратуры для непосредственного впрыска бензина в цилиндры, которую через год стали серийно ставить на V-образный 12-цилиндровый двигатель Daimler-Benz DB 601. Именно этими моторами объёмом 33,9 л оснащались, в частности, основные истребители Люфтваффе Messerschmitt Bf 109. И если карбюраторный двигатель DB 600 развивал на взлетном режиме 900 л.с., то DB 601 с инжектором, позволял поднять мощность до 1100 л.c. и более. Чуть позже, в серию пошла девятицилиндровая «звезда» BMW 132 с подобной системой питания — тот самый лицензионный авиадвигатель Pratt & Whitney Hornet, который на BMW производили с 1928 года, он же устанавливался, к примеру, на транспортные самолеты Junkers Ju-52. Авиационные двигатели в Англии, США и СССР в те времена были исключительно карбюраторными. Японская же система впрыска на истребителях «Зеро» требовала промывки после каждого полета и поэтому не пользовалась популярностью в войсках.

Лишь к 1940 году, когда Советскому Союзу удалось закупить образцы новейших германских авиационных двигателей с впрыском, работы по созданию отечественных систем непосредственного впрыска получили новый импульс. Однако серийное производство советских насосов высокого давления и форсунок, созданных на основе немецких, началось лишь к середине 1942 года — первенцем стал звездообразный мотор АШ-82ФН, который ставили на истребители Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики Ту-2. Мотор со впрыском — АШ-82ФН оказался настолько удачным, что выпускался ещё долгие десятилетия, использовался на вертолете Ми-4 и до сих пор используется на самолетах Ил-14.

К концу войны довели до серии свой вариант впрыска и американцы. Например, двигатели «летающей крепости» Boeing B-29 тоже питались бензином через форсунки.

Применение систем впрыска в автомобилестроении


Системы управления двигателем в автомобилестроении начали применяться с 1951 года, когда механической системой непосредственного впрыска бензина производства фирмы Bosch был оснащён двухтактный 700-кубовый 2-цилиндровый двигатель микролитражного купе 700 Sport, выпущенного небольшой бременской фирмой Goliath. Версия "голиафа" с впрыском была мощнее карбюраторной на 4 лошадки (29 против 25 л.с.). Мотор оснащался адаптированным вариантом дизельной топливной аппаратуры Bosch. Бензин впрыскивался двухплунжерным насосом в надпоршневое пространство под давлением 45 бар — по окончании выпуска. Кроме бензобака емкостью 44 л, под капотом находился трехлитровый маслобак системы смазки двигателя. Масло подавалось дозирующим насосом во впускной коллектор — в пропорции 1:40 с бензином. 

Кроме того, независимо от бременских конструкторов непосредственный впрыск Bosch применила на своих двухтактных моторчиках и небольшая фирма Gutbrod из немецкого городка Плохинген. Автомобили Gutbrod Superior представляли собой двухместные мотоколяски, по "технической начинке" очень близкие к Голиафам, но с моторами объемом всего 593 см3. Тем не менее с непосредственным впрыском их мощность доходила до 27 л.с..

Осенью 1955 года запустили в серию Goliath 900 Е с двигателем помощнее: 886 «кубиков», 40 сил и 29 секунд разгона «от нуля до сотни»! Эту модель даже отправляли на экспорт за океан — по 150 машин ежемесячно.

Первые серийные инжекторные автомобили: Goliath 700 Sport 1951 года (слева), Mercedes-Benz 300 SL 1954 года (в центре) и Rambler Rebel 1957 года.


Дебют непосредственного впрыска бензина на автомобилях не мог оставить равнодушными ребят из Штутгарда. Вообще странно, почему этот самый дебют совершили германские аналоги горбатого Запорожца и "Инвалидки", а не "Его Величество" Daimler-Benz с его огромным опытом выпуска военных авиамоторов? Рудольф Уленхаут отдал распоряжение связаться с инженерами Bosсh — и начать работы по адаптации непосредственного впрыска для шестицилиндровых моторов «крылатых» прототипов Mercedes 300 SL. Так, в 1954 году появилось знаменитое купе - Mercedes-Benz 300 SL («Крыло чайки»), двигатель которого оснащался механической системой впрыска Bosch.

Тем не менее, до эпохи появления дешёвых микропроцессоров и введения в странах Запада жёстких требований к экологической безопасности автомобилей идея непосредственного впрыска популярностью не пользовалась и только в конце 1970-х их массовым внедрением занялись все ведущие мировые автомобилестроительные компании.

Первой серийной моделью с электронным управлением системы впрыска бензина стал седан Rambler Rebel («Бунтарь») 1957 модельного года, который выпускала фирма Nash, входившая в качестве отделения в состав концерна AMC. Нижневальный  мотор V-8 объёмом 5,4 л с карбюратором развивал 255 л.с., а в заказной версии Electrojector - 290 л.с. Разгон до 100 км/ч у инжекторного седана занимал около 8 с.

К концу первого десятилетия XXIстолетия инжекторные системы полностью вытеснили карбюраторы на легковых и легких коммерческих автомобилях.

 

По материалам Википедии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam