ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Комиссованы за совершенство: германские вездеходы Porsche 597 (1953 - 1958)

В 1952 году правительство Западной Германии объявило тендер на проект внедорожников для полиции и Федеральной службы охраны границВ официальных документах они проходили как 0,25-тонные полноприводные грузовики (LKW 0,25t gl) или «M-Wagen», где буква М означала Mehrzweck — «многоцелевой».

В компании Porsche заинтересовались этим тендером, и в этом же году представили свой прототип – Porsche 597. Несмотря на то, что автомобиль Porsche явно превосходил конкурентов по многим показателям, вооружённые силы Германии выбрали легкий внедорожник F91 (он же – Munga) от «DKW» (которая входила в объединение «Auto Union»), который стоил примерно ⅓ от стоимости армейского вездехода от PorscheПомимо «DKW» и Porsche, в конкурсе принимали участие фирмы «Borgward» и «Goliath», также представившие в 1953г. свои прототипы.

Не получив военных заказов, компания Порше решает вывести свой полноприводный джип на гражданку, ведь автомобили подобного класса могут быть востребованы рыболовами, охотниками, а также использованы для активного отдыха и работы.

 

Первые прототипы 597-х на испытаниях в 1954 году


Конструктивно Porsche 597 Jagdwagen (автомобиль для охотников) повторял военный Volkswagen Kubelwagen 82. Новый «кюбельваген Порше» базировался на модифицированном шасси спортивных автомобилей Porsche 356, которые, в свою очередь, были разработаны на основе знаменитого немецкого Жука (VW Beetle). Зная, кто предки вездехода 597, нетрудно догадаться, что в конструкции были использованы 4-цилиндровые оппозитные моторы, которые располагались в задней части кузова и имели воздушное охлаждение. Если в 1940-х годах для VW-82 Ф.Порше использовал слабенький моторчик от Жука объемом 1.1 литра, то на сей раз для перспективного армейского внедорожника применили  более мощные и совершенные моторы, аналогичные тем, что использовались на спортивных купе Porsche 356. Следует отметить, что в 1950-х моторы Жуков и 356-х Порше имели аналогичную конструкцию, их отличия заключались лишь в мощности. Да, и собственно говоря, Porsche 356 был лишь глубоко модернизированным спортивным Жуком. На первых экземплярах Porsche 597 устанавливали 1.5-литровые агрегаты, позже - 1.6-литровые с однокамерными карбюраторами, дефорсированные до 60 л.с., с уменьшенной степенью сжатия (до 6,5, что позволяло питаться более низкосортным бензином). Для сравнения: на купе Porsche 356 стояли моторы 1.6, мощность которых доходила до 100 л.с., а позже и до 115 сил. Электрооборудование Porsche 597 питалось от 12-вольтовой аккумуляторной батареи.

Оппозитный мотор воздушного охлаждения был смонтирован сзади, а коробка предач находилась перед задней осью.


Как уже было отмечено выше, автомобиль имел полный привод. Крутящий момент на передние колеса передавался от раздатки, выполненной в едином блоке с коробкой передач, размещенной перед задней осью (подобная компоновка применялась на всех заднемоторных Порше и называлась «transaxle»). Внедорожник комплектовался механической 5-ступенчатой коробкой передач. Высшие четыре передачи работали с синхронизаторами, а первая скорость имела очень большое передаточное число (использовалась только на бездорожье и в тяжелых условиях). Трансмиссионный вал оснащался специальным сцеплением, которое позволяло подключать (рычагом у водителя) передний мост на ходу - передовая, по тем временам, схема. Мало того, мосты имели независимую подвеску и оснащались колесными редукторами (как на советских ЛуАЗах и американских Хаммерах), что значительно увеличивало дорожный просвет, а соответственно, и проходимость.

Следует также написать пару слов о кузове этого интересного «кюбельвагена» 1950-х. Несущий герметичный цельнометаллический кузов Porsche 597 не имел дверей, но имел складную брезентовую крышу. Вместо дверей были предусмотрены высокие пороги. Позже, в 1956 году, на третьей серии прототипов двери все-таки поставили, что незначительно прибавило комфорта.

Салон отличался простотой и обилием металлических элементов. Место для настоящего спартанца.


В передней части кузова, перед багажным отсеком (т.к. двигатель был сзади) с наружной стороны было закреплено полноразмерное запасное колесо. Оно располагалось в специальной нише, устроенной между передними фарами. Автомобиль имел складное ветровое стекло, которое при необходимости можно было опустить. Тип 597 был визуально похож на VW-82. Кузов был несущим и сделан из высокопрочной стали, для придания конструкции большей жесткости. По некоторым данным первые четыре прототипа 597 были амфибиями, со складным винтом, подобно VW Schwimmwagen времен войны. Остальные изготовленные экземпляры не были амфибиями, однако, после специальной подготовки могли использоваться на «глубокой воде».

Внедорожник основывался на относительно короткой колесной базе длиной 2060 мм, передняя колея равнялась 1290 мм, а задняя – 1250 мм. Снаряженная масса вездеходов составляла около 1000 кг, полезная нагрузка – около 450 кг (зависело от модификаций прототипов). С полной нагрузкой автомобиль мог развивать максимальную скорость до 100 км/ч.

Заглянув в салон автомобиля, можно было увидеть совсем простые сиденья без подголовников и обилие металла, из которого был выполнен даже щиток приборов. Все было упрощено до предела - подобно советским УАЗ-69.

Сегодня этот внедорожник является большой редкостью - его можно увидеть только в музеях.


 597-й - типичный для компании Porsche проект: слишком совершенный и слишком дорогой. Разве нужно было подключение переднего моста на ходу? Нет. Обязательно ли строить дорогой двигатель из легких сплавов? Нет. Когда «AutoUnion» предложили дешевый 3-цилиндровый 2-тактный мотор из чугуна, в котором насчитывалось несколько движущихся деталей в сочетании с более простой конструкцией внедорожника DKW Munga – у дорогих Порше шансов выиграть тендер не осталось совсем.

С 1954 по 1958 год было изготовлено 71 единица внедорожников марки «Порше» (включая опытные образцы), из всего количества только 49 штук было продано частным лицам и организациям.

Так, в роли армейского автомобиля «Охотник» обернулся провалом, и после безуспешных попыток продвинуть его в Европе как транспортное средство для рыболовов-спортсменов в компании Porsche поняли, что рынок спорт-хозяйственников еще не сложился.

 

Технические характеристики Porsche 597 Jagdwagen 1957 года

  Тип кузова без дверей - окрытого типа
  Число мест 4
  Длина, мм 3700
  Ширина, мм 1600
  Высота, мм 1430
  Колесная база, мм 2060
  Дорожный просвет, мм 270
  Колея передних колес, мм 1290
  Колея задних колес, мм 1250
  Масса снаряженная, кг 1000
  Полезная нагрузка, кг 450
  Тип привода полный (подключаемый)
  Коробка передач 5-ст. (1 передача - понижающая)
  Тип двигателя карб.
  Система охлаждения воздушная
  Объем двигателя, л. 1.582
  Число цилиндров 4 (опозит.)
  Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) 60 (4200)
  Крутящий момент, Н*м (об./мин.) 107 (2400)
  Макс. скорость, км/ч 100

 

 

Галерея фотографий Porsche 597 Jagdwagen

// proauto.in.ua

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam