ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Большие шестилапые земноводные - грузовые амфибии ДАЗ-485 / ЗиС-485 БАВ (1950 -1962)

ЗиЛ-485А ЗиЛ-485А

ЗиС-485 БАВ (армейское обозначение БАВ — большой автомобиль водоплавающий) — автомобиль-амфибия, выпускавшийся с 1950 по 1962 год. До 1952 года амфибия выпускалась на Днепропетровском автозаводе (ДАЗ), но после перепрофилирования ДАЗа производство перенесли на ЗиС. С 1952 года ДАЗ стал именоваться Южным машиностроительным заводом (ЮМЗ).

Машина использовалась в инженерных войсках в качестве переправочно-десантной и предназначалась для транспортировки стрелковых подразделений, легких артиллерийских систем, минометов, автомобильной и другой техники массой не более 2,5т.

История создания ДАЗ-485

В 1944 г. из США по ленд-лизу в ряды советских войск стали поступать диковинные большие  автомобили-амфибии «GMC DUKW-353», которые американцы по созвучию и схожести написания  прозвали «duck» - «утка». Использование этих машин в Висло-Одерской операции, при форсировании Свири и Даугавы, показало их высокую эффективность. Действительно, боевые потери значительно уменьшались при форсировании водных преград сходу на американских «утках», нежели при традиционном использовании лодок, наведении понтонов и временных мостов под огнём противника. Таким образом, советские военные решили, что неплохо бы иметь и нам подобный автомобиль-амфибию.

По окончании войны разработку отечественного большого водоплавающего автомобиля поручили столичному ЗиСу. Однако, на ЗиСе от этого заказа открестились, ссылаясь на перегруженность в связи с подготовкой к производству грузовиков «ЗиС-150» и «ЗиС-151», а так же «БТР-152». Тогда, для разработки и производства новой военной машины был выбран только что образовавшийся в Днепропетровске автомобильный завод ДАЗ. Там, под руководством А.Грачёва, планировалось собирать грузовики «ДАЗ-150» на основе аналогичной модели «ЗиС-150». До этого Грачёв работал конструктором на ГАЗе и прославился созданием целой плеяды полноприводных легковых автомобилей (ГАЗ-61, «ГАЗ-31», ГАЗ-64 и «ГАЗ-67»). Днепропетровские конструкторы оценили все достоинства и недостатки американского прототипа и с энтузиазмом принялись работать над собственной амфибией.

Советская амфибия получила заводской индекс ДАЗ-485 БАВ (большой автомобиль водоплавающий), а за основу для шасси было решено взять отечественные полноприводные грузовики «ЗИС-151» (6х6) и «ГАЗ-63» (4х4).  Они же служили и донорами для сборки первых экземпляров водоплавающей машины.

ДАЗ-485ДАЗ-485

Первый ДАЗ-485 БАВ был построен в августе 1949г. Когда машина была собрана - уже стояла глубокая ночь, но никто из конструкторов не пожелал отправиться домой - сразу же поехали к Днепру, где при свете фар «утки» - американского прототипа нашего БАВа  - было решено испытать новую амфибию. За руль ДАЗ-485 сел лично Грачёв, а ведь было достаточно рискованно направлять ночью в воды Днепра не обкатанный и не прошедший никаких испытаний, пусть и водоплавающий, автомобиль. Однако БАВ не подвёл своих создателей и выдержал первый экзамен на «отлично». А впереди было ещё много испытаний: горные дороги Кавказа и Крыма; форсирование рек Кубань, Волга и Днестр; пробег  Москва – Сталинград – Астрахань – Баку – Батуми – Крым – Одесса – Минск – Москва протяжённостью свыше 10 000 км. Когда машину испытывали в Крыму при форсировании Керченского пролива, тогда ещё полностью не очищенного от мин и затонувших кораблей, поднялся сильный шторм. Сопровождающим катерам, типа «морской охотник», запретили выходить в море, но Грачёв со своим коллективом всё же рискнул переплыть пролив и выехал на сушу благополучно. БАВ отлично всходил носом на волну, все агрегаты работали бесперебойно, а система водоотлива успешно справлялась с откачкой воды, попадавшей в грузовой отсек и трюмы.

Испытания показали, что ДАЗ-485 не только не уступал американскому «DUKW-353», но и по многим параметрам превосходил его: наш БАВ имел гораздо более удачную компоновку, более вместительное грузовое отделение, откидывающийся задний борт, а главное – гораздо более совершенную, надёжную и эффективную систему подкачки шин - СРДВШ.

Кузов ЗиС-485 БАВ

Корпус ДАЗ-485 / ЗиС-485 представлял собой металлический сварной водонепроницаемый понтон, внутри которого располагалась рама грузового автомобиля с агрегатами и узлами. Корпус делился по длине на носовой, центральный и кормовой отсеки. В носовом, прикрытом палубой, размещалось моторное отделение, а на палубе – фары и шкиперское имущество: багор, ручной насос и спасательный круг.

В центральном отсеке ЗиС-485 находилась рубка для экипажа, состоявшего из водителя и его помощника. Здесь же располагались органы управления машиной и контрольные приборы. В этом отсеке имелся трюм, и размещалась передняя часть грузовой платформы. Пол в рубке был деревянным - со съемными досками. Предусматривалась возможность обогрева рубки воздухом от системы охлаждения двигателя. В кормовом отсеке размещались два топливных бака (емкостью 120 литров каждый), привод водяного руля и грузовая платформа с откидным задним бортом.

В днище корпуса ЗиС-485 были предусмотрены ниши для передних и задних колес, ведущих мостов с карданной передачей, а также туннель для гребного винта и водяного руля. Кроме того, в днище были отверстия для слива воды, проникшей в корпус, и слива масла из агрегатов трансмиссии, которые закрыты пробками. В средней части днища - слева находился кингстон (клапан для приема воды внутрь корпуса или ее отлива). Три серьги в носовой части корпуса служили для буксировки машины на суше и по воде (верхние). В кормовой части установлен буксирный прибор.

Грузовая платформа ЗиС-485 имела фанерный пол, уложенный на основание из стальных балок, сваренных с корпусом. Под полом платформы впереди слева установлен ящик ЗИП, справа – кожух запасного колеса, доступный снаружи. На последних моделях машины запасное колесо размещалось на платформе справа.

Двигатель, трансмиссия, электрооборудование ЗиС-485

В качестве силового агрегата использовался 6-цилиндровый рядный карбюраторный мотор «ЗиС-123» мощностью 110 л.с. Он позволял машине с полной нагрузкой двигаться с весьма приличной скоростью – до 70 км/ч по шоссе и до 10 км/ч на плаву. Двигатель имел нижнее расположение клапанов, рабочий объем 5.55 литра, степень сжатия 6,5 и карбюратор типа «К-84» с падающим потоком. Система охлаждения двигателя в дополнение к радиатору имела теплообменник, охлаждаемый при движении на плаву забортной водой. Пуск двигателя у ЗиС-485 производился электрическим стартером 1,32 кВт (1,8 л.с.). В качестве топлива использовался бензин – автомобильный марки А-70 или авиационный Б-70.

Следует отметить, что этот двигатель был установлен и на серийном колесном бронетранспортере «БТР-152», выпускавшимся на ЗиСе с 1950 г. Что, впрочем, справедливо и для большинства агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части, которые тоже были унифицированы.

Трансмиссия состояла из двухдискового сухого сцепления, 5-ступенчатой механической коробки передач, 2-ступенчатой раздаточной коробки и трех одноступенчатых конических главных передач со спиральными зубьями (по одной на каждый ведущий мост). Каждый мост ЗиС-485 приводился от раздаточной коробки собственной карданной передачей. Был также предусмотрен механизм отбора мощности, присоединенный к задней части коробки передач. От коробки отбора мощности крутящий момент при помощи вала передавался на трехлопастный гребной винт.

Электрооборудование ЗиС-485 было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12В с «плюсом» на корпусе. В 1959г. полярность электрооборудования изменили, что обеспечило возможность работы армейских радиостанций (при необходимости) от электрооборудования машины. Источниками электроэнергии амфибии служили генератор постоянного тока «Г15-Б» мощностью 220Вт и две 6-вольтовые аккумуляторные батареи «3-СТ-84», соединенные последовательно. Система зажигания двигателя была батарейной.

Ходовая часть и рулевой механизм ЗиС-485

Подвеска ЗиС-485 была зависимой. Спереди были установлены две продольные полуэллиптические рессоры с двумя гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двухстороннего действия. Сзади также стояли две продольные полуэллиптические рессоры на  балансирной тележке с реактивными штангами. Такая подвеска характерна для современных трехосных полноприводных автомобилей. На ЗиС-485 она обеспечивала возможность двигаться по шоссе и грунтовым дорогам со средней скоростью соответственно 40 и 30 км/ч.

Рулевой механизм для движения по суше – «глобоидальный червяк с трехгребневым роликом». Рулевое управление ЗиС-485 не было оборудовано гидроусилителем. Для движения по воде использовался балансирный водяной руль с тросовым приводом от рулевого управления автомобилем. Машину отличала хорошая маневренность на воде - радиус поворота составлял всего 9,0 м (на суше - 11,25 м).

ЗиС-485 имел рабочий тормоз с барабанными механизмами на всех колесах и пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз был ленточным, с механическим приводом, устанавливался на раздаточной коробке.

Колея передних и задних колес совпадала и составляла 1 620 мм. Колеса были дисковыми, с разъемным ободом. На них монтировались шины низкого давления размером 11,00–18, иногда 12,00–18, с протектором «прямая елка» для грунтовых дорог.

Крепление колес к ступицам осуществлялось при помощи шести шпилек. Давление воздуха в шинах составляло 0,35 МПа (3,5 кгс/см2), для повышения опорной проходимости в тяжелых дорожных условиях его можно было снизить до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2). Управление давлением воздуха в шинах происходило посредством централизованной системы регулирования, впервые появившейся в нашей стране на ЗиС-485 и «БТР-152». На автомобилях ЗиС-485 раннего выпуска воздух к шинам подводился снаружи, а в дальнейшем, на модификации БАВ-А – изнутри, через ступицы.

Применение амфибий ЗиС-485

Проходимость ЗиС-485 была хорошей: на сухом твердом грунте с полной нагрузкой амфибия преодолевала подъем до 30°, ров (канаву) шириной 0,75 м, эскарп с высотой стенки 0,5 м, легко переплывала водоемы и двигалась по косогору до 20°. Дорожный просвет в 280 мм позволял ЗиС-485 двигаться по довольно глубоким колеям.

Автомобиль ЗиС-485 имел габариты 9 540 х 2 485 х 2 660 мм (по тенту) и массу 9 650 кг что позволяло ему свободно проезжать по деревянным мостам в сельской местности и легко вписываться в складки местности, маскироваться. Грузоподъемность на суше у этой грузовой амфибии составляла 2,5 т, а на воде - более 3,0 т, масса в снаряженном состоянии - 7100-7150 кг.

Для удаления воды, попавшей в корпус через пробоины, имелась система водоотлива. Она состояла из двух центробежных насосов – трюмного и отсеков, коллектора водоотлива, системы трубопроводов и ручного (аварийного) насоса водоотлива. Трюмный насос и насос отсеков приводились в действие цепными передачами от промежуточного карданного вала привода гребного винта и имели производительность соответственно 300 и 150 л/мин при 3 000 об.

Автомобиль ЗиС-485 имел лебедку с тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4 500 кгс). Диаметр ее троса составлял 13 мм, а рабочая длина – 60 м. Лебедка размещалась за рубкой под грузовой платформой и выдавала трос в сторону кормы. Правда, вытягивать его надо было вручную.

Многочисленные учения, в которых участвовали автомобили ЗиС-485, подтвердили их полезность. Так, численность переправляемого в одном рейсе десанта составляла 28 человек со стрелковым оружием, или можно было перевезти пушку калибром до 85 мм вместе с расчетом, 122-миллиметровую гаубицу (тоже с расчетом), автомобиль ГАЗ-69 с грузом или «ГАЗ-63» без груза.

Загрузка автомобилей и орудий в грузовой отсек амфибии производилась через откинутый задний борт. Для загрузки тяжелой техники использовались съемные аппарели и установленная в отделении управления грузовая лебедка, приводимая в действие от двигателя машины. Наличие сцепного устройства под задним бортом позволяло использовать автомобиль как тягач.

Модернизация ЗиС-485 и окончание производства

Проектирование усовершенствованного плавающего автомобиля, который вобрал бы в себя все наработки по его модернизации (часть была внедрена раньше), началось с 1957 г. Уже в апреле были собраны два образца, получившие название ЗиЛ-485А, или БАВ-А (ЗиС был переименован в ЗиЛ в июне 1956 г.). С мая по ноябрь 1957 г. они проходили (совместно со старым ЗиЛ-485) испытания на суше и на воде.

На модели 485-А были установлены более совершенные шины увеличенного размера 12.00-18" с внутренней (через ступицу) системой подвода воздуха. Были применены усиленные ведущие мосты с пневматическим приводом тормозов и расширенной колеей (на 130 мм). Заметно усовершенствовали двигатель (мощность подняли до 122 л.с.), повысили надежность задней подвески, увеличили емкость аккумуляторной батареи. Масса машины возросла на 200-250 кг, габариты тоже были несколько увеличены:9540x2485x2780 мм (по тенту платформы).

Модификация 485-Б отличалась наличием однодискового сцепления, синхронизированной коробки передач, новой, отдельно расположенной реверсивной коробки отбора мощности для привода винта и лебедки, телескопических амортизаторов в передней подвеске, усовершенствованного тормозного крана.

Однако производство ЗиЛ-485А на заводе велось недолго. В середине 1959 г. в порядке проведения специализации заводов было принято решение о выводе производства спецтехники на новый Брянский автозавод (БАЗ). Последний автомобиль ЗиЛ-485А был собран 30 декабря 1959 г. Его производство (сначала сборка) началось на БАЗе с 10 января 1960 г. Всего на московском автозаводе в период 1952–1959 гг. было построено 2005 машин «485», «485А» и «485Б». На БАЗе их производство не было широко развернуто: плавающие автомобили, построенные на автомобильной (стандартной) агрегатной основе, к тому времени почти полностью исчерпали себя. Поэтому еще в 1958 г. отказались от мысли сделать амфибию на базе нового «ЗиЛ-131».

Кроме того, эти амфибии перестали удовлетворять армию по проходимости на бездорожье, по средним скоростям движения, по преодолению больших профильных препятствий (окопы, рвы, уступы и др.), по подвижности на воде (требовались водометы с большим пропульсивным КПД), а также по надежности (в первую очередь — подвески) и по грузоподъемности (требовалось 5000 кг на суше). Поэтому на БАЗе до конца 1962 г. выпустили всего 24 автомобиля БАЗ-485А.

В дальнейшем целесообразно было создавать амфибии на оригинальных многоосных шасси со специально разработанными агрегатами трансмиссии и ходовой части, которые более полно отвечали бы возросшим требованиям армии при изменившейся тактике их использования. И такие опытные амфибии, созданные под руководством В.А.Грачева, начали появляться с 1957г.: 8-колесные «ЗиС-Э134», «ЗиЛ-Э135» (1957 г.), «ЗиЛ-135Б» (1958 г.), «ЗиЛ-135П» (1965 г.), а также 6-колесный «ЗиЛ-136» (1957 г.). На ГАЗе в 1972г. построили опытные образцы плавающих автомобилей 8x8 общего назначения «ГАЗ-44» (на основе агрегатов «БТР-70»). Проходимость этих машин, особенно через рвы, овраги, окопы, по прибрежным топким грунтам, на болотах была на уровне гусеничных транспортеров.

ЗиС-485 верой и правдой служил в частях Советской армии и в народном хозяйстве вплоть до 90-х годов. Отслужившие свой срок в армии БАВы-дембеля, никогда не резались на металлолом, а всегда передавались в народное хозяйство, где им находилось широкое применение. Причем, изъятие БАВ из войск происходило просто стремительно. Геологи, гидростроители, рыбколхозы, словом все, кому по роду деятельности приходилось иметь дело с перевозкой грузов в условиях развитой водной системы и российского бездорожья, по достоинству оценили высокую проходимость машины в сочетании со способностью плавать.

В истории развития советского автомобилестроения ЗиС-485 стал своеобразной вехой. Именно эта машина положила начало тому, что на всех последующих грузовых автомобилях повышенной проходимости стали применяться односкатные колёса, одинаковый размер передней и задней колеи, и система регулировки давления воздуха в шинах.

Технические характеристики ЗиС-485

  Год выпуска 1953
  Тип кузова водоизмещающий без дверей
  Число мест 2+25
  Тип двигателя бензиновый
  Система питания карбюратор
  Число цилиндров  6 (рядный)
  Рабочий объем, л 5.550
  Макс. мощность, л.с.@об/мин 110@2900
  Крутящий момент, Н*м@об/мин 340@1100
  Привод полный (6х6)
  Трансмиссия 5-ст. мех. 
  Раздатка 2-ст.
  Передняя подвеска зависимая рессорная
  Задняя подвеска зависимая рессорная
  Длина, мм 9 530
  Ширина, мм 2 475
  Высота, мм 2 635
  Колесная база, мм 3 668 + 1 120
  Колея передняя, мм 1 620
  Колея задняя, мм 1 620
  Клиренс, мм 280
  Радиус поворота, м 11,25
  Снаряженная масса, кг 7 150
  Полная масса, кг 9 650
  Макс. скорость, км/час 70
  Скорость на воде, км/ч 10
  Марка бензина 70

 

При написании статьи были использованы следующие источники:

1)    Журнал «Грузовик Пресс» №6/2004 Статья: ЗиС-485 – водоплавающий грузовик. Авторы: подполковник в отставке А.Протасов и канд.техн.наук, подполковник В.Протасов

2)    Журнал «Моделист-Конструктор» 1981, №5

3)    Автомобили Советской Армии 1946 – 1991. Москва – 2011. Автор: Евгений Кочнев.

4)    Сайт «СССР в масштабе» - адрес: ussrtoscale.com

5)    Научно-популярный журнал «Техника и вооружение» 2009, №4. Статья «Большой автомобиль водоплавающий» автор Е.Прочко. Также использованы фото из архива автора.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam