ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Многофункциональные тяжелые внедорожники Dodge VC/WC (4x4) (1939 - 1945)

История появления Dodge серии WC

Первые успешные опыты с конверсией обычных коммерческих пикапов в «полноприводники» компания Dodge провела еще в 1934 году. Это был эксперимент по оснащению обычного пикапа передним ведущим мостом, не более того. Такие варианты создавались совместно с производителями ведущих мостов «MarmonHerrington» и «Timken». Первые полноприводные пикапы получились слишком тяжелыми. Помимо прочего, очень скоро стало ясно, что обычная рама не обладает необходимой прочностью, чтобы пользоваться лебедкой. Полученный опыт позволил в 1939 году приступить к выпуску аналогичных машин, но уже на узлах собственного производства. На этом этапе сформировался целый класс высокоунифицированного семейства военных вездеходов. 

Серия T202 VC1-VC6 (4х4) (1939 - 1940)

C началом в Европе Второй мировой войны компания Dodge легко выиграла конкурс военного ведомства и перестроилась на серийный выпуск своей первой 0,5-тонной многоцелевой военной серии Т-202. Она базировалась на шасси серийного гражданского заднеприводного пикапа «Dodge TC» образца 1939 года с колесной базой 2946 мм, установленного на неразрезные ведущие мосты. От коммерческих автомобилей первые армейские Dodge унаследовали внешние обтекаемые формы с округлым капотом и надутыми крыльями, а также все версии базовых кузовов. 

Dodge vc5

Штабной 5-местный Dodge VC1 со съемным верхом (слева) и пикап с открытой кабиной VC5 


Как и все последующие серии, они получили маркировку по модели 6-цилиндрового двигателя Т202 (3.3 л, 79 л.с.) и комплектовались 4-ступенчатой коробкой передач и одноступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, гидроприводом тормозов, неразрезными мостами собственной конструкции на полуэллиптических рессорах, 6-вольтовым электрооборудованием и всеми односкатными колесами с шинами размером 7.50–16. Их максимальная скорость достигала 80 км/ч.Эта серия заложила основу всего будущего ряда военных автомобилей «Додж» разного назначения, оборудованных соответствующими открытыми или закрытыми кузовами.

dodge vc3

Пикап с закрытой 2-местной кабиной Dodge VC3 (слева) и грузопассажирский вариант VC6 Carryall


Гамму Т202 составляли 5-местные штабные и разведывательные машины VC1 с цельнометаллическим кузовом фирмы «Budd» без дверей с закрепленным сбоку запасным колесом. Также выпускалась модификация VC2 с радиостанцией за задним сиденьем и пикапы -  VC3, VC4 и VC5 с открытыми или закрытыми 2-местными кабинами и цельнометаллической платформой для легкого вооружения. Помимо пикапов и открытых версий, в производственной программе Dodge присутствовал грузопассажирский вариант VC6  Carryall с закрытым цельнометаллическим остекленным 3-дверным кузовом типа фургон. В 1939-1940 годах компания Dodge выпустила 4640 автомобилей серии T202 VC1-VC6.

Серия T207/T211/T215/ WC1-WC43 (4х4) (1940 - 1944)

Выиграв в 1940 году очередной конкурс военного ведомства, компания Dodge, взяв за основу автомобили серии VC, относительно быстро представила и начала серийное производство нового поколения многоцелевых внедорожников Dodge WC с грузоподъемностью около 0,5 тонны. Новое поколение базировалось на усиленном шасси с прежним размером колесной базы. Модели WC получили более строгую армейскую форму кузова, решетчатую облицовку радиатора и плоские крылья. Главной технической особенностью явились новые, более мощные моторы (T211 и T215) объемами 3.6 и 3.8 литра, которые развивали 78 и 92 л.с. соответственно. 

dodge wc1dodge wc6

Пикап Dodge WC1 (слева) и штабной вариант Dodge WC6


Базовым для нового семейства являлся пикап WC1 с 2-местной цельнометаллической кабиной и простым открытым кузовом. На его основе были сконструированы штабные модификации: WC6 – 4-местная со съемным тентовым верхом и ее варианты - WC7 и WC8 – с лебедкой и радиостанцией соответственно.

Dodge WC4 с открытой грузовой платформой и откидным лобовым стеклом (слева) и WC10 Carryall


Шасси WC3 с открытой грузовой платформой и откидным лобовым стеклом и его модификация WC4 (с установленной лебедкой) служили для установки различного вооружения. Причем, модификация с 37-мм пушкой получила статус самоходной зенитной установки «T36».

Также, в производственную линейку входили варианты с полностью закрытыми кузовами: WC10 Carryall - грузопассажирский многоцелевой вариант, WC11 - фургон, WC9 - санитарный автомобиль с удлиненной базой (до 3125 мм).Все модификации от WC1 до WC11 комплектовались 6-цилиндровыми моторами 3.6 литра (78 л.с.).

Dodge WC11 с кузовом фургон (слева) и санитарный вариант Dodge WC9


Серии T207, T211, и T215 внешне друг от друга ничем не отличались. Семейство T211 носило индексы от WC12 до WC20, а T215 включало в себя WC21-WC43.

До 1944 года было изготовлено 78 229 автомобилей серий 207, 211 и 215 в различных исполнениях.

Серия T214 WC51-WC61, WC64 (4х4) (1940 - 1945)

Наибольшую известность получили многоцелевые грузовики-внедорожники Dodge T214 ¾-тонного класса, выполненные на доработанном усиленном шасси, которое было укорочено на 0,5м. В Красной Армии автомобили этой серии были известны как «Додж три четверти». Прототип первой машины был изготовлен в конце 1941 года, а уже в 1942 году было развернуто серийное производство. Базовой моделью семейства «3/4» явился WC51, который имел 8-местный кузов со съемным брезентовым верхом. Версия с лебедкой носила индекс WC52.

Dodge WC51Dodge WC57

Dodge WC51 со съемным брезентовым верхом и 8-местным салоном (слева) и штабной 5-местный вариант Dodge WC57


Автомобили серии T214 имели колесную базу, равную 2490 мм и оснащались 3.8-литровыми двигателями (92 силы), аналогичными серии T215. По общей конструкции семейство «3/4» мало чем отличалось от 0,5-тонных версий. Исключение составляли широкопрофильные шины размером 9,00-16 и 12-вольтовое электрооборудование на модификациях поздних выпусков. Базовые модели WC51 и WC52 являлись основой для 5-местных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 и WC58 (радиостанция).

Шасси Dodge WC55 служило для монтажа одиночных или спаренных зенитных пулеметов, 37-мм противотанковой пушки «M3» или системы «T62» для запуска противотанковых реактивных снарядов. Такие самоходные установки были выпущены в 1942 году в количестве 5380 штук.

Dodge WC60Dodge WC54

Мастерская на колесах Dodge WC60 (слева) и санитарный фургон Dodge WC54


В 1942 году появились 7-местные грузопассажирские варианты WC53 Carryall, которые имели закрытые цельнометаллические кузова и удлиненную базу до 2896 мм. Обычно в них размещали радиостанции или центры управления войсками.

Также, с 1942 по 1944 года в производственной программе компании «Додж» были предусмотрены кузова с базой 3073 мм, которые служили основой для передвижных мастерских WC59, WC60, WC61 и санитарных машин WC54 на семь сидячих раненых. В 1945 году их заменили более вместительные санитарные машины WC64 со съемными авиатранспортабельными кузовами и WC54M с высоким цельнометаллическим кузовом со сдвижной правой боковой дверью. Разные модификации серии Т214 имели длину в пределах 4215-4940 мм, снаряженную массу - 2430-3120 кг и клиренс – 270 мм. Они развивали 85-87 км/ч и потребляли, в среднем, 13 литров бензина на 100 км.

Dodge WC64Dodge WC53

Санитарная машина Dodge WC64 (слева) и грузопассажирский Dodge WC53 Carryall


До конца войны было изготовлено 255 193 автомобиля Dodge серии Т214, из них львиная доля – WC51 и WC52 (182 655 штук).

Конструкция автомобилей Dodge WC

В конструкции Dodge WC американские инженеры максимально использовали унификацию с агрегатами и узлами грузовых моделей фирмы: двигатель, сцепление, коробка передач, рулевой механизм и тормозная система. Но рама, полноприводная трансмиссия и подвеска создавались специально под эту модель. В итоге родился уникальный класс внедорожников, который занимал нишу между джипами Виллис и военными грузовиками. 

6-цилиндровые двигатели Dodge WC имели рабочий объем 3.6-3.8 литра и развивали мощность 78-92 л.с., чего было вполне достаточно, чтобы везти 500- 800 кг груза да еще тащить за собой артиллерийское орудие. Следует отметить, что семейство 6-цилиндровых моторов Dodge дало целую линейку потомков на территории СССР. В конце 1930-х Советский Союз приобрел у американцев лицензию на этот удачный мотор, который в различных ипостасях применялся: на бронетехнике; на внедорожниках ГАЗ-61; грузовиках ГАЗ-51 и 63; на представительских седанах ГАЗ-12 ЗиМ и даже на ГАЗ М-20 Победе (здесь просто отпилили два лишних цилиндра)!

Вообще конструкция автомобиля была очень проста, но продумана до самых мелочей. Так, радиатор состоял не из привычных сот, а из трубочек — при такой конструкции водителю было проще обнаружить протечку в случае попадания пули или осколка снаряда, и ее легко могли запаять в полевых условиях. Вентилятор системы охлаждения располагался очень высоко — только так можно было преодолевать броды, чтобы вращающиеся лопасти не залили карбюратор. Последний имел концентрический поплавок, благодаря которому можно было преодолевать наклоны и крены без внезапной остановки двигателя, вызванной переливанием самого карбюратора или же перекрытием подачи топлива. Экранированная электропроводка давала возможность вести скрытую радиопередачу и не позволяла пеленгаторам противника засечь местонахождение радиомашины — бывали случаи, когда немцы в пустыне или в лесу запросто пеленговали автомобиль по работающему двигателю.

Шины размером 9,00х16 дюймов обеспечивали невысокое удельное давление на грунт, и автомобиль идеально двигался по песку или бездорожью. Сами шины имели так называемый неориентируемый протектор: их можно было монтировать на диск любой стороной, а противник, обнаружив на дороге следы автомобиля, никогда не смог бы определить направление его движения.

 

 

После войны

Конструкция Dodge WC оказалась настолько удачной, что даже после прекращения производства на фирму поступили предложения создать его коммерческую версию. А в нашей стране на Горьковском автозаводе в 1952 году сделали прототип армейского вездехода ГАЗ-62. Он одновременно напоминал и Dodge WC и сильно увеличившийся в размерах серийный «козел» ГАЗ-69, но по разным причинам этот перспективный советский вездеход в производство так и не пошел. Некоторые разработки потом использовались в конструкции «ГАЗ-66», который получился таким же удачным, как когда-то Dodge WC.

Фронтовые водители полюбили Dodge WC за мощность, надежность и отличную проходимость в тяжелых дорожных условиях. «От «Доджа» по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина — ни «эмка», ни «Опель», ни «Мерседес»...» — эти воспоминания старого фронтового шофера цитируются в каждой статье, посвященной «Доджу — три четверти».

Но после войны американские внедорожники в СССР как-то не прижились. Во-первых, большую часть этих автомобилей согласно договору ленд-лиза надо было вернуть в США. Водители как могли приводили их в порядок и наводили лоск перед американской комиссией, а те, поставив галочку в акт приемки, тут же пускали джипы под пресс и грузили на пароход — так больше вмещалось в трюмы. На автомобили, которые остались в CCCP, больше не поставлялись запчасти, поэтому до настоящего времени сохранилось лишь несколько экземпляров Dodge WC, поставленных из Америки еще во время войны. Но, следует заметить, что эти внедорожники не являются редкостью в Европе и особенно в США. Они сотнями хранятся на армейских складах в законсервированном состоянии, и их иногда понемногу распродают. Такие машины, как правило, не нуждаются в реставрации — они находятся в идеальном состоянии, имеют небольшой пробег, родную краску и даже шины.

 

Технические характеристики внедорожников Dodge WC

  Модификация T207 WC3 T214 WC51
  Годы производства 1941 - 1945 1940 - 1945
 

Тип кузова

2-дв. / пикап 

открытый без дверей
 

Число мест

2 8
 

Длина, мм

4600

4235
 

Ширина, мм

1940

2120
 

Высота, мм

2130

2130
 

База, мм

-

2490
 

Дорожный просвет, мм

270

270
 

Масса снаряженная, кг

2000

2315
  Масса полная, кг 2580 3065
 

Привод

полный (подключаемый)

полный (подключаемый)
 

Раздатка

1-ст.

1-ст.
 

Коробка передач

4-ст. мех.

4-ст. мех
 

Тип двигателя

карб.

карб.
 

Объем двигателя, л.

3.567

3.770
 

Число цилиндров

6 в ряд

6 в ряд
 

Мощность двигателя, л.с./об.

78/3000

92/3200
  Крутящий момент, л.с./об. 222/1200 249/1200
 

Макс. скорость, км/ч

80

87

Таблица модификаций Dodge VC/WC

Тип кузова

T202

T207

T211

T214

T215

T212

Пикап (закрытая кабина)

VC3

WC1

WC12/WC14

-

WC40/WC25/WC47

WC38/WC47

Пикап (открытая кабина)

VC5

WC3/WC4

WC13

WC51/WC52

WC21/WC22

-

Пикап (без задних сидений)

VC4

WC5

- - - -

Штабная с закрытым кузовом

VC6

WC10

WC17

WC53

WC26/WC48

WC36/WC48

Разведывательный

VC1

WC6/WC7

WC15

WC56/WC57

WC23/WC24

-

Радиостанция

VC2

WC8

WC16

WC58/WC64/WC54

WC25

-

Фургон

-

WC11

WC19

-

WC42/WC49

WC37/WC49

Мобильная мастерская

- - -

WC60

WC41

-

Техническое обслуживание

- - -

WC60

WC43

-

Открытый штабной автомобиль

- - -

WC55

- -

Скорая помощь

-

WC9

WC18

WC54

WC27

-

Для ремонта телефонных линий

- - -

WC59

WC43

WC 39/WC50

Закрытая кабина без кузова

- -

WC20

-

WC41

-

 

Таблица двигателей Dodge VC/WC

Код мотора

 

Диаметр цилиндра

(мм)

Ход поршня

(мм)

Рабочий объём

(см³)

Степень сжатия

 

Крутящий момент

(Нм)

Мощность

(л.с.)

T202

79,4

111,1

3294

6,7:1

208

79

T203

85,7

114,3

3957

6,5:1

255

99

T207

82,6

111,1

3567

6,5:1

222

78

T211

82,6

111,1

3567

6,5:1

222

78

T214

82,6

117,5

3772

6,7:1

244

92

T215

82,6

117,5

3772

6,7:1

249

99

T223

82,6

117,5

3772

6,7:1

244

92

 
Источники:  www.off-road-drive.ru и «Военные автомобили союзников» Москва-2010, автор: Евгений Кочнев
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam