ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Austro-Daimler Panzerwagen 1905 года - один из первых бронеавтомобилей в мире

Austro-Daimler Panzerwagen - пулемётный бронеавтомобиль, построенный в 1905 году специально для использования в вооружённых силах Австро-Венгрии. Один из первых бронеавтомобилей мира, разработан инженерами фирмы Austro-Daimler во главе с Паулем Даймлером. Машина имела ряд весьма передовых для своего времени инженерно-технических решений, однако, в ходе манёвров Австро-Венгерской армии произвела плохое впечатление на военных и императора и не была принята на вооружение.

Ещё в 1904 году главный инженер фирмы Osterreichisches Daimler Motoren AG (Austro-Daimler) Винер-Нойштадте Пауль Даймлер (сын знаменитого Готлиба Даймлера) в инициативном порядке приступил к разработке бронированного армейского автомобиля. Впоследствии он привлёк к проектированию и других инженеров завода. Работы продолжались до 1905 года и вылились в создание весьма передовой для своего времени конструкции. Среди отличительных особенностей броневика числились: полный привод, полностью закрытый бронированный кузов со сферической башней кругового вращения, оснащенной пулеметом.

Корпус собирался при помощи клёпки на уголковом каркасе, причем, часть бронелистов имела изогнутые формы, что способствовало лучшей пулеустойчивости. Толщина броневых листов корпуса составляла от 3 до 3,5 мм. Все эти элементы позволяли противостоять пулеметному и винтовочному огню с дистанции 100 м.

В передней части корпуса находился моторный отсек, в лобовом листе которого были устроены жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиатору. Позади моторного отсека, в отделении управления, располагались командир машины и водитель, использовавшие для наблюдения смотровые лючки в лобовом бронелисте. В целях улучшения обзора местности на марше, в крыше кабины был устроен прямоугольный люк.

Сидения водителя и командира машины были оснащены специальными механическими устройствами для горизонтальной регулировки, что позволяло поднимать рабочие места на высоту до 30 см.

Сверху кузова находилось боевое отделение со сферической пулемётной башней кругового вращения, собранной из гнутых бронелистов толщиной 4 мм. Вооружением являлся один 7,7-мм пулемет «Максим», который устанавливался в башенной амбразуре и обслуживался одним стрелком. В позднем варианте бронеавтомобиля вооружение было усилено за счёт установки второго пулемёта «Максим», а сама башня была смонтирована открытой в кормовой части.

Силовой установкой служил карбюраторный 4-цилиндровый рядный двигатель Daimler жидкостного охлаждения рабочим объёмом 4410 см³, развивавший мощность 33 л.с. при 1500 об./мин. Этого хватало, чтобы придать бронемашине массой 3240 кг скорость 25 км/ч.

Еще одной интересной особенностью этого автомобиля являлся полный привод, что позволяло использовать машину и на бездорожье.

Подвеска ходовой части — зависимая, на листовых рессорах. На обоих мостах использовались односкатные колёса со спицами, причём, передние колеса имели бронеколпаки и были защищены сверху бронекрыльями, а колеса заднего моста были до половины прикрыты бортовой броней кузова машины.

Стоит отметить, для того времени Austro-Daimler Panzerwagen являлся очень передовой машиной. Такие решения, как полностью закрытый бронекорпус и размещение вооружения в башне кругового вращения, стали впоследствии классическими. Что же касается таких новшеств, как сферическая форма башни или полноприводное шасси, то даже в 1930-х годах немногие мировые бронеавтомобили могли этим похвастаться.

Весной 1906 года состоялась демонстрация нового оружия в ходе манёвров Австро-Венгерской армии. Однако дебют нового оружия провалился, причём, по неожиданной и довольно глупой причине - броневик ревом своего двигателя распугал лошадей нескольких генералов и чиновников, присутствовавших при его показе. Дошло даже до того, что Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I категорически заявил в своём окружении, что подобным машинам и сейчас и впредь на войне не место. Слова монарха были восприняты как приказ к сворачиванию дальнейших разработок.

Пауль Даймлер попытался спасти своё детище и произвел некоторые доработки броневика, но все оказалось безрезультатно. Генштаб Австро-Венгерской армии уже сделал вывод, что бронированные машины не нужны, поэтому вопрос о серийной постройке Austro-Daimler PzWg больше не поднимался.

В случае принятия на вооружение, эта машина могла бы качественно усилить вооружённые силы Австро-Венгрии, однако из-за консерватизма генералитета этого не случилось. Подобная недальновидность впоследствии дорого обошлась Австро-Венгрии, поскольку в Первую мировую войну эта страна вступила, не имея ни одной бронемашины и, что ещё хуже, в условиях отсутствия у генералов понимания роли бронетехники в грядущей войне. Это привело к тому, что за всю войну Австро-Венгрия так и не смогла начать массовый выпуск собственных автомобилей.

 

Технические характеристики вездехода Austro-Daimler PzWg

 

Кузов

закрытый бронирован.

 
 

Экипаж

3  
 

Длина, мм

4100

 
 

Ширина, мм

2100

 
 

Высота, мм

2700

 
 

Масса снаряженная, кг

3240

 
 

Привод

полный 

 
 

Коробка передач

мех.

 
 

Тип двигателя

карб.

 
  Система охлаждения воздушная  
 

Объем двигателя, л.

4.410

 
 

Число цилиндров

4

 
 

Мощность двигателя, л.с. / об.

33 / 1500

 
 

Макс. скорость, км/ч

25

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam