ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

УАЗ-3172 (1986 - 1990) - экспериментальный военный внедорожник проекта «Вагон»

УАЗ-3172 УАЗ-3172

Несмотря на трудности периода застоя, в середине 1970-х годов Ульяновский автозавод по заказу Министерства обороны приступил к разработке нового поколения легких армейских автомобилей, которые смог довести до опытных образцов лишь через 10 лет. Этому проекту был присвоен военный код «Вагон-1». В него входили легкие сухопутные армейские вездеходы серий 3170, 3171 и 3172.

Первый цикл работ по перспективной теме «Вагон» начался в 1975 году с использованием модернизированного шасси серийной машины УАЗ-469. Только через пять лет, в 1980 году, был впервые продемонстрирован макетный образец автомобиля двойного назначения УАЗ-3170. Армейские образцы машины 3170 были испытаны в 1982 - 1983 годах.

Специальный армейский джип УАЗ-3171 с 2-дверным грузопассажирским кузовом, укороченной колесной базой и тентом появился только в 1985-м, и потом до 1990 года их собрали четыре экземпляра. Эти автомобили косвенно послужили опорными точками для создания следующего варианта -  УАЗ-3172, хотя он и не был построен на их основе.

УАЗ-3172 — наиболее совершенный и перспективный советский авиатранспортабельный армейский джип повышенной грузоподъемности, представлявший собой важный шаг вперед по сравнению со всеми ранее созданными на Ульяновском автозаводе легкими военными автомобилями. Разрабатывался с 1986 до 1990 года под руководством главного конструктора А.П.Щербакова для замены серийной машины УАЗ-3151. Автомобиль имел удлиненную колесную базу (2700 мм) и новую упрочненную раму, что позволило увеличить полезную нагрузку до 1000 кг и установить на ней цельнометаллический 4-дверный кузов со съемным брезентовым верхом и откидным передним стеклом, панели кузова были плоскими и функциональными. Своим дизайном УАЗ напоминал «MitsubishiPajero» первого поколения и «RangeRoverClassic». Следует отметить, что здесь не было слепого копирования, ульяновский джип просто был разработан в соответствии с тенденциями своего времени. Большинство внедорожников 1980-х были похожи между собой – как японские, так и европейские. Это диктовалось в первую очередь практичностью и функциональностью.

Салон внедорожника вмещал десять бойцов и был выдержан в строгом армейском стиле – ничего лишнего.  Он имел довольно интересную и оригинальную компоновку. Второй ряд дверей вел не на заднее сиденье, установленное поперечно, а к двухместному откидному сиденью, располагаться на котором пассажиры должны были боком к направлению движения, спина к спине, лицом к боковым окнам. В задней части салона у бортов размещались две мягких трехместных «лавки».

Основу конструкции базового шасси составила мощная лонжеронная рама лестничного типа с параллельными лонжеронами.

Что касается ходовой части, то для  модели 3172 были разработаны оригинальные мосты с внешним зацеплением шестерен бортовых редукторов. Применение новых колесных редукторов привело к повышению дорожного просвета до внушительных 330 мм(!) – никакие аналоги из Японии и Европы о таком даже и не мечтали. Использование неразрезных мостов с пружинной подвеской плюс небольшое расширение колеи обоих мостов (до 1460 мм) способствовали значительному увеличению тягово-сцепных качеств, устойчивости и проходимости. Для увеличения угловой жесткости и улучшения управляемости переднюю подвеску снабдили стабилизатором поперечной устойчивости. Специально под новые мосты были разработаны оригинальные 16-дюймовые колесные диски. Как ни странно, именно они в период испытаний стали едва ли не главной головной болью конструкторов: не выдерживал металл, срезались шпильки. Диски и их крепеж приходилось периодически усиливать.

Первый прототип снабжался барабанными тормозами (с плавающими колодками), рулевым механизмом с гидроусилителем и 2.9-литровым карбюраторным мотором УМЗ-421 мощностью 105 л.с. На перспективу в проекте предусматривалось применение других бензиновых и дизельных силовых агрегатов мощностью до 120 л.с. Автомобиль имел снаряженную массу 1900 кг, а полную — 2900 кг. Запас хода по шоссе составлял до 950 км. Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч не превышал 16 л, а при скорости 60 км/ч — 11,6 л. Максимальная скорость достигала 115 км/ч.

Новый перспективный советский джип был рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающей среды от -50 до +50°С на высоте до 4500 м над уровнем моря.

На военных испытаниях в 1992 году  он легко преодолевал 30-градусный подъем, 1,2-метровый брод и таскал прицеп массой 1200 кг. УАЗ-3172 по всем показателям превосходил УАЗ-469 и его модернизированный вариант УАЗ-3151. Более того, на бездорожье он продемонстрировал полное превосходство над зарубежными армейскими аналогами: австрийским «Steyr-Daimler-Puch», более известным в России в своей роскошной версии — «Mercedes-Benz Gelandewagen», и английским «Land Rover Defender».

Впечатляющие возможности джипа, продемонстрированные на испытаниях, закономерно отразились в заключении приемочной комиссии, подписанном 31 октября 1993 года: «С учетом выполнения основных требований тактико-технического задания и повышения технического уровня, по сравнению с серийно выпускаемым автомобилем УАЗ-3151, грузопассажирский автомобиль УАЗ-3172 может быть рекомендован к принятию на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации и постановке на серийное производство». Казалось бы, вот оно...

Но, несмотря на всю свою перспективность и внушительные вездеходные качества, он так и не добрался до серийного производства, причины известны – нехватка денег. В общей сложности собрали 9 опытных экземпляров машин УАЗ-3172.

Была также подготовлена и гражданская версия опытного внедорожника УАЗ 3172, она имела цельнометаллический кузов с некоторыми стилистическими изменениями. Двигатель УМЗ-420.1 с рабочим объемом 2.45 л, снабженный электронным впрыском топлива, развивал мощность 96 л.с., что обеспечивало максимальную скорость на уровне 120 км/ч. Дорожный просвет у цивильного варианта был гораздо меньше – всего 220 мм. Салон отличался от армейского более богатой отделкой (относительно) и другими сиденьями.

На завершающих этапах работ по проекту «3172» руководством завода была инициирована совместная с ВАЗом разработка — УАЗ-3160. Основная идея — новый цивильный кузов на старом шасси «31512» без каких-либо изменений. Никакой зависимости от Министерства обороны на сей раз не предполагалось. Но в итоге на современном «Патриоте» от старого шасси остались лишь фрагменты лонжеронов — как результат стремления к максимальной, прямой унификации.

Технические характеристики УАЗ-3172 (1986) и УАЗ-469 (1971)

  Модель   УАЗ-3172 УАЗ-469  
  УАЗ-3172 разрабатывался с 1986 до 1990 года под руководством главного конструктора А.П.Щербакова для замены серийной машины УАЗ-3151 (УАЗ-469).     
 

Кузов

 

4-дверн. / съемный верх

4-дверн. / съемный верх  
 

Число мест

  10 5  
 

Длина, мм

 

4523

4025  
 

Ширина, мм

 

1786

1805  
 

Высота, мм

 

2013

2015  
 

База, мм

 

2700

2380  
 

Дорожный просвет, мм

 

330

300  
 

Масса снаряженная, кг

 

1900

1540  
  Масса полная, кг   2900 2350  
 

Привод

 

полный 

полный   
 

Раздатка

 

2-ст. 

2-ст  
 

Коробка передач

 

мех 4-ст.

мех 4-ст.  
 

Тип двигателя

 

карб.

карб  
  Система охлаждения   жидкостная жидкостная  
 

Объем двигателя, л.

 

2.890

2.445  
 

Число цилиндров

 

4  
 

Мощность двигателя, л.с. / об.

 

105 / 4000

75 / 4000  
 

Крутящий момент, Н*м / об.

 

215 / 2500

167 / 2500  
 

Макс. скорость по шоссе, км/ч

 

115

100

 

По материалам сайтов www.tehimpex.kiev.ua и жёлтаягора.рф

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam