ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Транспортер переднего края - амфибия ЛуАЗ-967 (1966 - 1991)

Толчком к созданию подобного типа внедорожника, возможно, послужила война в Корее 1949 – 53-х годов, куда СССР поставлял военную технику. В качестве транспорта для эвакуации и перевозки раненых, а также подвоза боеприпасов к огневым позициям использовали «ГАЗ-69». Но при всех достоинствах этого великолепного вездехода, «Козлик» не очень подходил для выполнения подобных заданий. Учитывая это, советские военные выдвинули конструкторам требования по созданию своего транспортера переднего края (далее - ТПК), среди которых было «умение плавать».

Прототипы НАМИ-049 и ЗАЗ-967

Создание ТПК поручили специалистам «НАМИ» – группе во главе с конструктором Б.М.Фиттерманом. Первый образец увидел свет в 1958 году. Прототип «Огонек», или «НАМИ-049», со стеклопластиковым кузовом и двухтактным мотором Ирбитского мотоциклетного завода «МД-65» мощностью 22 л.с. получился не совсем удачным. Кузов оказался слабым для военных условий, мотор - маломощным, а подвеска не выдерживала десантирования с парашютом.

К разработке второго образца «НАМИ-049А» подключились инженеры Запорожского автозавода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» — V-образный, 4-цилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно. Новый прототип-амфибия от Запорожского автозавода получил индекс ЗАЗ-967.

Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины - простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Корпус машины - водонепроницаемый, что обеспечило достаточный запас плавучести. Скорость на плаву - до 3 км/ч. Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, за ним - спина к спине - сидел санитар. Носилки для раненых находились по бокам. Верх кузова и частично боковины закрывал брезентовый тент. Движение по воде осуществлялось за счёт гребного эффекта колёс.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1966 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.

ЛуАЗ-967

Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой последний опытный вариант ЗАЗ-967, адаптированный к массовому производству. По всем параметрам он не отличался от прототипа и снабжался двигателем МеМЗ-967 V4 (1.197 л. , 27 л.с.), механической 4-ступенчатой коробкой передач с последней понижающей ступенью (для преодоления труднопроходимых участков); заключенным в продольную трубу карданным приводом задних колес; одноконтурной системой привода барабанных тормозов и характерным несущим кузовом с откидным задним бортом.

Откидное центральное сиденье водителя и опускавшаяся рулевая колонка со щитком приборов позволяли управлять машиной, лежа на днище между боковыми местами и носилками. Забор свежего воздуха производился через люки на капоте с открывавшимися вперед крышками. За откидным лобовым стеклом стояла единственная фара-искатель, задние фонари были круглыми, вынесенный на переднюю облицовку глушитель заключен в решетчатый кожух. С этой модели ТПК стали оборудовать штатным водооткачивающим насосом. Размер передней колеи возрос до 1325 мм, задняя осталась прежней (1323 мм), снаряженная масса увеличилась до 930 кг. С конца 1960-х годов на этих транспортерах в опытном порядке монтировали несколько систем легкого вооружения: различные пулеметы на турельных установках, автоматический 30-мм станковый гранатомет АГС-17М «Пламя», легкие противотанковые ракетные комплексы и безоткатные орудия. С этого же времени ТПК начали экспортировать в армии социалистических стран Европы.

ЛуАЗ-967М (1972 – 1991)

В 1972 году путем несущественной модернизации модели ЛуАЗ-967 Луцкий завод наладил сборку модернизированного ТПК ЛуАЗ-967М с полезной нагрузкой 320 кг. Его серийное производство было развернуто через три года. В отличие от предшественника, мощность 1,2-литрового двигателя МеМЗ-967А возросла до 37 л.с., что привело к соответствующим изменениям и усилениям агрегатов трансмиссии и шасси, в том числе, к использованию расширенных шин (5,90 – 13). Другими новинками являлись двухконтурная гидравлическая тормозная система и электрооборудование, унифицированные с автомобилями «Москвич» и «УАЗ» соответственно.

В оснащение ТПК по-прежнему входили отключаемые задние колеса с блокируемым дифференциалом, барабанные тормоза, съемные боковые мостки и передняя механическая лебедка в кожухе. Внешне от своего предшественника ЛуАЗ-967М отличался установкой на передней панели кузова двух фар и более крупных указателей поворотов, а также прямоугольными задними фонарями. С 1981 года машины стали оборудовать упрощенными съемными тентами-полотнищами. На последних выпусках была упразднена лебедка, а задний борт стал неоткидным. После модернизаций дорожный просвет модели 967М составлял 285 мм, длина возросла до 3682 мм. Снаряженная масса достигла 950 кг, полная – 1350 кг, максимальная скорость на шоссе – 75 км/ч, на плаву – 3 – 4 км/ч. Машина могла буксировать прицеп массой до 300 кг. Средний расход топлива – 12 л на 100 км, при движении на воде запаса топлива хватало на 30 минут.

Мелкосерийный транспортный или патрульный вариант ЛуАЗ-967МП начала 1980-х годов являлся своеобразным мини-джипом и применялся для штабных целей, установки радиостанции или вооружения вместо носилок. Внешне он отличался наличием переднего бампера, широкими зеркалами заднего вида, защитными фартуками по бокам передних сидений, новым объемным тентом с боковинами и отсутствием возимых мостков.

Вариант с батальонной радиостанцией был оборудован укороченным тентом с широкими боковыми окнами. На таких ТПК в опытном порядке также устанавливали легкое вооружение, но все эти исполнения остались в опытных образцах. В начале 1980-х были собраны пробные образцы трехосного транспортера «ЛуАЗ-972», ставшие через несколько лет основой новой машины «ЛуАЗ-1901». До 1991 года было собрано около 20 тыс. автомобилей серии ТПК, большая часть из них - модели 967М.

Технические характеристики амфибии ЛуАЗ-967М

  Модификация 967М
 

Кузов

без дверей / съемный верх

 

Число мест

3
 

Длина, мм

3682

 

Ширина, мм

1712

 

Высота, мм

1580

 

База, мм

1800

 

Дорожный просвет, мм

285

 

Масса снаряженная, кг

950

  Масса полная, кг 1350
 

Привод

полный (подключаемый)

 

Раздатка

1-ст.

 

Коробка передач

мех 4-ст.(с пониж. передачей)

  Блокировка дифференциала есть - заднего моста
 

Тип двигателя

карб./ 4-тактн.

  Система охлаждения воздушная
 

Объем двигателя, л.

1.197

 

Число цилиндров

4

 

Мощность двигателя, л.с. / об.

37 / 4300

 

Крутящий момент, Н*м / об.

75 / 2900

 

Макс. скорость, км/ч

75


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam