ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Советский армейский внедорожник ГАЗ-69 (1953 - 1972)

ГАЗ-69 (ГАЗ-69А) («Козлик», «Газик») — массовый советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Производился с 1953 по 1972 год.

История создания

Военный опыт эксплуатации американских джипов и наших «67-х козликов» выявил ряд существенных недостатков этих машин.

21 апреля 1947 года вышло постановление Совета министров СССР №1118-325 и вслед за ним – приказ Министерства автомобильной и тракторной промышленности №34, предписывающие Горьковскому автозаводу создать современную замену устаревшим вездеходам. 30 июня основной заказчик – Главное артиллерийское управление – выдал тактико-технические требования на автомобиль. У военных он проходил под литерой АТК-Л («Артиллерийский тягач колесный легкий»), а на заводе машина получила индекс ГАЗ-69. Причем, если быть до конца точным, то правильное обозначение – ГАЗ-69-76.

ГАЗ-69

Вездеход ГАЗ-69 был создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода (Ф.А.Лепендин, Г.К.Шнейдер, Б.Н.Панкратов, С.Г.Зислин, В.Ф.Филюков, В.И.Подольский, В.С.Соловьёв, под руководством Г. М. Вассермана) на замену модели «ГАЗ-67Б». Разработки автомобиля начались еще в 1946 году, а первые опытные образцы были уже изготовлены в 1948 году. Первые прототипы ГАЗ-69 носили название «Труженик».

Общую компоновку автомобиля разработал инженер Ф.А.Лепендин, кузов был спроектирован под руководством Б.Н.Панкратова, а большой объем работ по трансмиссии выполнили В.С.Соловьев (будущий главный конструктор АвтоВАЗа), Б.А.Дехтяр и С.Г.Зислин. Что же касается легкой и прочной рамы с лонжеронами закрытого сечения, то за ее проектирование отвечал В.Ф. Филюков.

Как и его доблестный предок «ГАЗ-67», ГАЗ-69 создавался с максимальной унификацией узлов и агрегатов (в данном случае более 50 %), производство которых было уже налажено для существующих серийных моделей «ГАЗа», в данном случае это были: «Победа» и «ГАЗ-67».

В целом, нужно признать, что автомобиль, получивший индекс ГАЗ-69, вышел очень удачным. Не случайно даже в отчете о государственных испытаниях, проведенных в 1951 году, практически отсутствовали замечания. Более того, сразу после завершения испытаний начальника фотокинолаборатории НИИИ21 в Бронницах Л.И.Бурдахина вызвали в Первый отдел и поручили секретное задание: продемонстрировать киноролик о новинке Сталину…

Испытания прототипов ГАЗ-69 и начало серийного производства

Первый образец из опытной серии (Э-I) был готов уже к октябрю 1947 года. Внешне он заметно отличался от серийных машин. К февралю 1948-го выпустили еще два образца, соответственно Э-II и Э-III. А к концу года еще и Э-IV. Заводскими испытаниями образцов руководил инженер А.Ф.Ромачев. Все машины прошли по 12 500 км, везя на крюке специально спроектированный для них одноосный прицеп «ГАЗ-704» грузоподъемностью 0,5 т. Ходит легенда, что прицеп создали для отвода глаз, чтобы не таскать по дорогам общего пользования 82-мм миномет и 45-мм пушку, тягачом которых ГАЗ-69 предстояло служить.

ГАЗ-69А

Заводские испытания прототипов ГАЗ-69 завершились к июню 1948 года. Было очевидно, что рождается очень перспективная машина.

В это трудно поверить, но серийное производство нового автомобиля развернули только 25 августа 1953 года! В конце концов, выпуск «шестьдесят девятого» наладили в отдельном производственном корпусе, куда пускали далеко не каждого (там собирали и еще какую-то военную технику). Но уже 7 ноября ГАЗ-69 принял участие в ноябрьском параде на Красной площади в Москве. Всего же до конца 1953 года было изготовлено 1302 вездехода.

Параллельно (с декабря 1954 года) эти вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. «69-й Бобик» выпускался на «ГАЗе» до 1956 года, а позже производство было полностью передано в Ульяновск — на бывший «УльЗиС», в войну собиравший грузовики ЗиС-5В, а в конце 1940-х — полуторку ГАЗ-ММ-В. С началом производства ГАЗ-69 предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ).

Кузов и салон

Кузов нового «Газика» имел рамную конструкцию, в основе которой лежала прочная стальная рама с лонжеронами закрытого сечения. С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с 2-дверным 8-местным кузовом (шесть человек сидели на двух продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с 4-дверным кузовом и 5-местным салоном с более комфортабельным 3-местным задним сиденьем. Но комфорт «Бобика» - очень относительное понятие, т.к. автомобиль создавался не для развлечений, а для тяжелой работы и службы. ГАЗ-69 с самого начала был задуман как простой по конструкции автомобиль с легкодоступными для обслуживания и ремонта узлами. Значение этих качеств у машины, которая эксплуатируется большей частью в районах с грунтовыми дорогами, вдалеке от ремонтных баз, трудно переоценить.

ГАЗ 69 СалонРасположенный в салоне отопитель подавал при помощи электрического вентилятора тёплый воздух только на ветровое стекло. К ногам водителя и пассажира тёплый воздух поступал только при движении автомобиля (через открывающийся за капотом воздухозаборник). Зимой в салоне стоящего автомобиля было довольно холодно. Боковые панели облицовки капота были съёмные, летом это значительно облегчало охлаждение двигателя. Поднимающиеся вперёд-вверх рамки ветрового стекла делала поездку нежаркой - «с ветерком» (и с пылью). При сложенном тенте ветровое стекло полностью откидывалось на кронштейны капота и фиксировалось специальными крюками. Верхние боковины дверей – из брезента на металлических дугах (со стеклами) - при необходимости, могли быть легко сняты.

Салон ГАЗ-69 рассчитан на перевозку раненого на санитарных носилках. Спинка переднего пассажирского сиденья откидывается вперёд, носилки устанавливаются на крепления на пассажирском поручне и на заднем борту автомобиля. Сопровождающий медработник располагается на боковой левой лавке.

Так что можно с уверенностью заявить - комфорт этого утилитарного спартанского джипа принесен в жертву практичности и функциональности.

Двигатель, трансмиссия, ходовая

В качестве силовой установки в автомобиле применили карбюраторный двигатель от ГАЗ-20 Победы. Мотор имел рабочий объем 2.1 литра и развивал мощность в 55 л.с. при 3600 оборотах/мин., максимальный крутящий момент достигался при 2000 оборотах и равнялся 125 Н*м., что было значительно ниже, чем у предка – фронтовика ГАЗ-67 (170 Н*м / 1500 об.). Это объясняется тем, что на 67-й «газик» устанавливали более объемный мотор - 3.3 литра от грузовика «MM». Чтобы увеличить полезную вместимость автомобиля до восьми человек (или 650 кг груза), силовой агрегат сместили вперед.

Двигатель ГАЗ-69

Стоит особо отметить интересный способ прогрева мотора в сильные морозы. Под капотом на левой стороне двигателя монтировался котёл предпускового подогрева. В зимнее время необходимо было вывернуть руль вправо, в крыле левого переднего колеса открыть люк и в жаровую трубу котла вставить работающую паяльную лампу. Прогревалась жидкость в системе охлаждения, горячими газами согревалось моторное масло в поддоне картера. При подогреве «сухого» двигателя в котёл заливалось 5 литров воды, затем следовал подогрев образующимся паром. И, наконец,— запуск двигателя и долив воды в радиатор.

Коробка передач была 3-ступенчатой, полностью синхронизированной –  от ГАЗ-12 ЗиМ. Привод постоянно осуществлялся на задний мост, при необходимости была возможность задействовать и передний. Мощность распределялась поровну между мостами через 2-ступенчатую шестеренчатую раздаточную коробку с демультипликатором, которая была смонтирована отдельно от коробки передач. Поскольку, на пониженной передаче «раздатки» крутящий момент, поступающий к ведущим колесам, возрастает почти в 2,5 раза, то при отключенном полном приводе есть риск перегрузить шестерни и полуоси заднего моста. Поэтому на ГАЗ-69 механизм переключения спроектировали так, что понижающую передачу в раздаточной коробке нельзя включить, если не включен привод на все колеса.

Для обслуживания и ремонта раздаточной коробки и КПП необходимо было снять часть днища в салоне, после чего агрегаты демонтировались в салон.

Всего в конструкции трансмиссии было задействовано три карданных вала: первый – промежуточный между коробкой передач и «раздаткой»; второй – на заднюю ось и третий – на переднюю ось.

Передний и задний мосты у нового внедорожника были позаимствованы с ГАЗ-67. Это были мосты с усовершенствованной конструкцией со ступицами на конических подшипниках, полностью разгруженными полуосями и шлицевым соединением вместо конуса со шпонкой (на ГАЗ-67 такие мосты внедрить не успели). В 1970 году ГАЗ-69 получил более долговечные передний и задний ведущие мосты от серийной машины УАЗ-452.

Колеса «обули» в шины Ярославского завода Я13 с размером 6,5 – 16. Опытные образцы ГАЗ-69 получили дисковый стояночный тормоз от «ГАЗ-51». В окончательной же версии его заменили барабанным. Подвеска всех колес – зависимая рессорная, с четырьмя продольными полуэллиптическими рессорами и четырьмя гидравлическими амортизаторами двойного действия.

Как известно, в систему привода на передние колеса должны входить шарниры равных угловых скоростей. У ГАЗ-69 в качестве такого шарнира был использован шариковый. Он наиболее пригоден для машин массового производства, отличается компактностью и высокой надежностью.

В целом, с уверенностью, можно сказать, что ходовая часть «Газика» была очень простой и надежной.

Эксплуатационные качества

Как машина повышенной проходимости, «шестьдесят девятая» представляла собой незаурядную конструкцию. Большой дорожный просвет (210 мм), малые передний и задний свесы, привод на все колеса, пониженная передача «раздатки», небольшая длина, очень удачное распределение веса по осям, выгодно подобранные передаточные отношения в трансмиссии позволяли ей уверенно идти по глубокому снегу и преодолевать трудные участки бездорожья. Если предшественник «ГАЗ-67Б», при несколько меньшем (1320 кг против 1525 кг) весе и равной мощности двигателя, имел среднетехническую скорость при движении по грунтовым дорогам 25 км/ч, то у ГАЗ-69 она составляла 35 - 40 км/ч.

«Газик» уверенно брал 30-градусные подъемы, преодолевал брод глубиной 0,7 м и к тому же, мог буксировать прицеп общим весом 850 кг. Кстати, о прицепе (индекс «ГАЗ-704»). Он был специально спроектирован для ГАЗ-69, весил 340 кг и мог перевозить 500 кг груза. И сам ГАЗ-69 в 2-дверном варианте, при сложенных скамьях в заднем отсеке был рассчитан на перевозку 500 кг груза. Таким образом, в сочетании с прицепом «шестьдесятдевятка» становилась универсальным транспортным средством.

 

 

В армии

Долгое время представители серии ГАЗ-69 являлись основными легкими автомобилями Советской Армии и стран Варшавского договора, где выполняли штабные функции, служили для перевозки небольших подразделений, боеприпасов и мелких грузов, для буксировки батальонных артиллерийских систем массой до 800 кг, оснащались различными военными надстройками и вооружением. Варианты с легкими радиостанциями и спецсигналами часто применялись в качестве патрульных автомобилей военной автоинспекции (ВАИ). В ВДВ применялись авиадесантируемые варианты ГАЗ-69 с демонтированными окнами и выступавшими внешними элементами. Несущественно доработанные версии служили для доставки транспортными самолетами или вертолетами, снабжались радиостанциями, аппаратурой радиационной разведки, специальным оснащением, легким зенитным вооружением, 82-мм минометом или противотанковой ракетной системой. В вооруженных силах стран Азии и Африки автомобили являлись базой безоткатных орудий и крупнокалиберных зенитных систем.

К наиболее распространенным и известным военным исполнениям на шасси ГАЗ-69 относились несколько типов топопривязчиков, легких полевых радиостанций и командно-штабных машин, индукционный миноискатель ДИМ, пусковая установка 2П26 для запуска противотанковых реактивных снарядов и легкая плавающая машина ГАЗ-46.

Производство ГАЗ-69 было прекращено в 1972 году, но в истории мирового автомобилестроения этот джип занял достойное место.

Всего же, усилиями двух заводов, было выпущено 634 285 автомобилей ГАЗ-69 всех модификаций. «УАЗ» построил 356 624 автомобиля ГАЗ-69, 230 185 автомобилей ГАЗ-69А и 10 551 автомобиль УАЗ-69М и УАЗ-69АМ.

Несмотря на то, что автомобиль сняли с конвейера более 40 лет назад, он сейчас пользуется огромной популярностью у коллекционеров ретромобилей, а его вездеходные качества высоко ценятся любителями внедорожного экстрима. А посему видно, что этот автомобиль являлся одним из лучших в своем классе.

Технические характеристики армейских внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

  Модификация ГАЗ-69 ГАЗ-69А
 

Тип кузова

2-дв. / съемный верх

4-дв. / съемный верх

 

Число мест

8

5

 

Длина, мм

3848

3848

 

Ширина, мм

1750

1750

 

Высота, мм

2030

1760

 

Колесная база, мм

2300

2300

 

Дорожный просвет, мм

210

210

 

Масса снаряженная, кг

1535

1550

 

Привод

полный (подключаемый)

полный (подключаемый )

 

Раздатка

2-ст.

2-ст.

 

Коробка передач

мех 3-ст.

мех 3-ст.

 

Тип двигателя

карб.

карб.

 

Объем двигателя, л.

2.120

2.120

 

Число цилиндров

4

4

 

Мощность двигателя, л.с. / об.

55 / 3600

55 / 3600

 

Крутящий момент, Н*м / об.

125 / 2000

125 / 2000

 

Макс. скорость, км/ч

90

90

Источники: off-road-drive.ru  и журнал "Моделист-Конструктор" 1977, №2

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam