ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Экспериментальный ГАЗ-62 (1952 года)

Опытный ГАЗ-62 образца 1952 года - многоцелевой автомобиль повышенной проходимости. Стоит отметить, что на ГАЗе индекс "62" присваивали автомобилям трижды (в 1940 году, в 1952 и в 1959), но машины, успешно прошедшие испытания, так и не выпускались серийно. Исключение - модель "62" 1959 года, выпущенная всего в 70 экземплярах, но об этом в другой статье. Здесь мы рассмотрим очень интересный и перспективный проект "62-го" ГАЗа, представленного горьковскими специалистами в 1952 году.

Dodge WC-51 (слева) и опытный образец ГАЗ-62


ГАЗ-62 (1952г.) во многом обязан своему появлению знакомству наших конструкторов с лэнд-лизовскими Dodge-WC51 ("Додж 3/4"), в больших количествах поставляемых в СССР во время войны. Эти американские машины отличались предельной простотой, надежностью, очень высокой ремонтопригодностью и превосходной проходимостью.

Горьковские конструкторы после войны приступили к разработке своего вездехода класса "Доджа 3/4". ГАЗ-62 появился в экспериментальном цехе в 1952 г. и дизайном кузова очень напоминал ГАЗ-69, над которым работали параллельно. При габаритных размерах 4725х2000х2075 мм и колесной базе 2850 мм экспериментальный ГА3-62 (1952 года) имел возможность перевозить 12 человек или полезный груз массой до 1000 кг. Максимальная скорость внедорожника достигала 85 км/ч.

В качестве силовой установки новому ГАЗ-62 служил 6-цилиндровый 76-сильный мотор от массового грузовика ГАЗ-51. Коробка передач использовалась механическая 4-ступенчатая, без синхронизаторов. Внедорожник имел полный привод колес, подключаемый через 2-ступенчатую раздаточную коробку с демультипликатором.

По меркам того времени внедорожник получился весьма комфортабельным: имелся мощный отопитель с обдувом ветрового стекла, а задние рессоры обладали переменной жесткостью, обеспечивая хорошую плавность хода.

Для автомобиля планировались к выпуску новые отечественные шины увеличенного профиля 10,00-16 модели И-167 с внедорожным протектором типа «косая расчлененная елка», но до их освоения шинной промышленностью прототипы ГАЗ-62 «обули» в несколько меньшие 9,00-16 с протектором типа «лесенка» марки И-72, производство которых было налажено на Ленинградском шинном заводе.

Первый образец ГАЗ-62 вышел из цеха 3 октября 1952 года, а 22 октября после всех доводок уже начались его первые испытания. Затем, в 1953 - 1954 годах к нему добавились еще 4 прототипа, отличавшиеся между собой: тормозами, дифференциалами, колесами, деталями кузова, а некоторые – наличием лебедок (ГАЗ-62А).

Зимой 1952 - 1953 года ГАЗ-62 проходил интенсивные заводские испытания протяженностью 15000 км, где его сравнивали с "Додж 3/4". В ходе испытаний "горьковский вездеход" показал очень приличные результаты.

По динамике и тяге создателям "62-го Газона" не удалось достичь результатов «Доджа» в полной мере. Будучи всего на 30 кг тяжелее, «Додж» был мощнее на 16 л.с. и мог буксировать прицеп массой 2000 кг (а ГАЗ-62 всего 1000кг), но полезная нагрузка "62-го" превысила показатели американца на 250 кг. Также советский вездеход обладал меньшей собственной массой, и заметно превосходил «заокеанского» аналога по экономичности и проходимости.

Позже, образцы ГАЗ-62 прошли и армейские полигонные испытания (в том числе, и как тягачи противотанковых пушек), где получили положительную оценку и соответствие заданным требованиям (несмотря на то, что один из двух экземпляров был почти сразу же разбит неопытным солдатом-водителем). Были отмечены лишь незначительные недостатки, вполне устранимые в ходе дальнейшей доводки машины. Весьма благоприятными были и межведомственные (государственные) испытания, с заключением комиссии о целесообразности серийного производства ГАЗ-62.

Кроме основного легкового варианта, была разработана также грузовая модификация машины – ГАЗ-62А с кузовом увеличенного объема и горизонтальным расположением запасного колеса.

Доработка машины не прекращалась. Новшеством стало введение на ГАЗ-62 герметичных барабанных колесных тормозов. С их помощью надеялись свести на нет ускоренный износ пар трения и падение эффективности торможения из-за попадания туда воды и грязи. Тормозные механизмы всместе с колодками, тормозными цилиндрами и креплениями располагались внутри вращавшегося вместе со ступицей тормозного барабана. Внешне на ГАЗ-62 это нововведение «вылилось» в почти плоские наружные части колес, лишь с выступавшими фланцами ступиц и гайками (на шпильках) креплений ободов.

Эта конструкция, действительно имевшая много плюсов, на деле оказалась излишне трудоемкой в изготовлении, дорогой и весьма неремонтопригодной. Для снятия ступицы был необходим полный демонтаж тормозного механизма с разгерметизацией гидропривода и сливом тормозной жидкости. Вдобавок, в процессе эксплуатации выяснилось, что такие тормоза «изнашивали сами себя»: абразивная пыль, накапливавшаяся внутри, весьма ускоряла износ, в первую очередь – чугунных барабанов. Да и особой необходимости в таком узле у ГАЗ-62 (а тем более у унифицированной с ним коммерческой "полуторки" ГАЗ-56) не было, поэтому он получил дальнейшее развитие в основном на специальных плавающих армейских БРДМ, БТР-60П, БТР-60ПБ, БТР-70 и др.

В 1958 г. прошедший все жесткие испытания, двухосный вездеход ГАЗ-62 демонстрировали в качестве перспективной модели Горьковского автозавода в павильоне "Машиностроение" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (позднее – ВДНХ), однако, в производство он запущен не был. Выглядит это более чем странно. Ведь прототип этой машины, "Dodge 3/4", пережив множество модернизаций, производился до начала 90-х годов, уступив свое место в армии только "Хаммеру". 

 

Технические характеристики армейских внедорожников ГАЗ-62 (1952г.) и Dodge W-51 (1945г.)» 

  Модель ГАЗ-62 Dodge Т-215
  Год выпуска 1952 1945
 

Тип кузова

2-дв. / съемный тент. верх

2-дв. / съемный тент. верх

 

Число мест

12

8

 

Длина, мм

4725

4235

 

Ширина, мм

2000

2120

 

Высота, мм

2165

2130

 

Колесная база, мм

2850

2490

 

Дорожный просвет, мм

275

273

 

Масса снаряженная, кг

2300

2315

  Полная масса, кг 3300 3065
 

Привод

полный 4х4 (подключаемый)

полный 4х4 (подключаемый)

 

Раздатка

2-ст. (с демультипликатором)

1-ст.

 

Коробка передач

мех 4-ст.

мех 4-ст.

 

Тип двигателя

карб.

карб.

 

Объем двигателя, л.

3.485

3.770

 

Число цилиндров

6 (рядный)

6 (рядный)

 

Мощность двигателя, л.с. / об.

78 / 3400

92 / 3200

 

Крутящий момент, Н*м / об.

215 / 1600

249 / 1200

 

Макс. скорость, км/ч

85

81

 

Источники: журнал "Коммерческий транспорт" №1 2010 года,  "Автомобили Советской Армии 1945-1991" автор - Евгений Кочнев, сайт - modeli-gaz.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam