ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Творение доктора Ф.Порше - военный жук Volkswagen Typ 62 / Typ 82 (1939 - 1945)

К 1937 году всем в Германии было ясно, что новая война неизбежна. Практически все немецкие автомобильные фирмы были обеспечены военными заказами, и только недавно созданный «Volkswagen» не имел военных заказов. Доктор Порше отлично понимал, что в случае начала военных действий его фирма останется без работы. Производство легковых автомобилей пришлось бы свернуть - военным они не нужны, а ничего другого фирма не выпускала. Срочно требовалось разработать автомобиль для армии.

Несмотря на официальное «общенародное предназначение» легкового «Фольксвагена», с самого начала в этот проект доктор Порше закладывал возможности его превращения в легкие армейские машины с упрощенными кузовами военного образца, входившие в категорию «кюбельвагенов». Как бы ни защищали немецкие автомобильные историки идею «сугубо народной машины», хорошо известно, что наброски первого «кюбельвагена» модели V2 были сделаны Фердинандом Порше еще в феврале 1936 года на платформе еще не законченного будущего легкового «Фольксвагена». В конце следующего года в его личном конструкторском бюро «Dr.Ing.F.Porsche GmbH» в Штутгарте был построен низкопрофильный двухместный прототип «Порше-30» (Фольксваген-30) с боковыми свободновращающимися запасными колесами и пулеметом на месте переднего пассажира.

 

В марте 1939 года на собственном опытном производстве в Цуффенхаузе Ф.Порше построил второй прототип «Порше-62» («Фольксваген-62»). В том же году были собраны первые 30 автомобилей. Автомобили отличались упрощенным цельнометаллическим кузовом на 3-4 места и дорожными шинами размером 5,00- 18, обеспечивающими весьма высокий дорожный просвет незагруженной машины - 260 мм.

Тем не менее, прототип от VW прошел полный цикл испытаний на полигоне в Мюнсингене. Испытания выявили ряд недостатков: двигатель был явно слабоват - 1.0 литра 23 л.с. явно мало для армейского автомобиля, кузов обладал недостаточной жесткостью, панели кузова имели сложную форму, что затрудняло ремонт кузова в полевых условиях. В связи с выявленными недостатками, фирме VW было отказано в постановке на вооружение этого автомобиля. Военные предложили снизить вес автомобиля и  упростить конструкцию кузова.

К весне 1939 года военным стало ясно, что программа выпуска типового легкового вездехода Вермахта срывается. Автомобиль получился сложный, трудоемкий в производстве. На осень Германия планировала нападение на Польшу, техники явно не хватало. В таких условиях шансы «VW» получить заказ на выпуск «кюбельвагенов» сильно увеличились. Для того, чтобы еще увеличить шанс прохождения конкурса, Порше объявил очень низкую цену на свой автомобиль: около тысячи рейхсмарок – дешевле, чем армейский мотоцикл «BMW». По результатам проведенных с 6 по 12 марта испытаний в городе Тироль, «кюбельваген» от «VW» был принят на вооружение под обозначением «Тур 62».

В сентябре 1939 года испытательнымполигоном для первой пробной партии машин «Порше-62» послужили польские просторы. Достаточно легкие машины массой всего 650 кг развивали скорость на ровной дороге 83 км/ч, расходовали всего 6-7 литров бензина на 100 км, но их проходимость оставляла желать лучшего.

После испытаний и доработок родился модернизированный вариант «KdF Typ 82» или «VW Typ 82», а в серийное производство он был запущен с ноября 1940 года,  20 декабря с конвейера сошла уже 5-тысячная машина. В Вермахте автомобиль был стандартизирован как «Kfz1», которому и было суждено прославиться в военной автомобильной истории.

Заднеприводной «кюбельваген» легкого класса «Volkswagen-82», он же «KdF-82 или просто «Кюбельваген-1», был максимально унифицирован с легковой моделью «Volkswagen-38» для серийного производства, а также являлся непосредственным развитием прототипа «Порше-62».

«Тип 82» конструктивно отличался от «Тип 62»: были установлены задние шестеренчатые колесные редукторы и самоблокирующийся межколесный дифференциал, что позволило максимально эффективно использовать крутящий момент на ведущих колесах, повысить проходимость и одновременно поднять шасси над дорогой.

 

В серию он пошел с декабря 1942 года. А вскоре Германия должна была оказать помощь Италии в Африке. Был сформирован Африканский корпус. Это формирование постарались максимально укомплектовать автомобилями с двигателями воздушного охлаждения. Немцы резонно считали, что это позволит сэкономить столь ценную в условиях Африки воду. Поэтому большинство произведенных в сороковом году Тур 82 ушло в Африку.

Ну а дольше началась операция «Барборосса». Потери в технике возросли в разы. Тут очень кстати пришелся «Тур 82». Этот автомобиль стоил дешево, был прост в обслуживании. Поэтому заказ на «кюбельвагены» фирме «VW» был увеличен в разы.

Несмотря на использование новых шин меньшего диаметра (размер 5,25-16), дорожный просвет под плоским днищем машины без груза возрос до 290 мм, а с полной нагрузкой – 275 мм, что обеспечило ей сравнительно высокую проходимость.

«VW-82» с 1943 года комплектовался 1.1-литровым 4-цилиндровым бензиновым мотором с воздушным охлаждением, мощность которого составляла 25 л.с. Мотор был разработан для будущего «Народного Жука», выпуск которого наладили лишь после войны.  Помимо мотора, «Кюбельваген-82» снабжался и другими узлами, которые предназначались для гражданского легкового автомобиля: механической коробкой передач, барабанными тормозами с механическим приводом и независимой торсионной подвеской.

Вообще, двигатель был ахиллесовой пятой Тур 82. Маломощный, воздушного охлаждения двигатель явно мало подходил для армейского автомобиля, который эксплуатируется в тяжелых фронтовых условиях. В этих условиях часто приходилось подвергать мотор сильным перегрузкам: двигаться по грязи, преодолевать большие расстояния, передвигаться по пересеченной местности с большим перепадом высот. Маломощному двигателю Тур 82 приходилось все время работать на пределе, что вело к перегреву двигателя и последующим поломкам.

Но двигатель «VW» был очень простым и ремонтопригодным - с ним мог разобраться любой механик средней квалификации.

В условиях Восточного фронта долго не жила независимая подвеска колес. Редкий «Кюбельваген» проходил 500 км без поломок. Но в условиях фронта эти пятьсот километров надо было еще проехать. В условиях фронта автомобили долго не живут. Либо на списание, либо в рем.бат.

По комфорту «Тур 82» опережал «Willys», т.к. германский «кюбель» имел полноценный кузов с дверями, посадка в нем была ближе к обычному автомобилю. У американского джипа посадка была специфической, высокой. Рулевое управление «Тур 82» было легче, и независимая подвеска была мягче, чем у «Willys». Зато двигатель джипа был мощнее почти в два раза, водяное охлаждение позволяло не опасаться перегрева двигателя, ну а полный привод делал «Willys» просто королем бездорожья.

 

Кузов армейского «Фольксвагена» был собран из тонких жестяных, продольно усиленных листов, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу. Его разработкой занимался дизайнер Эрвин Коменда. Сборку кузовов осуществляла берлинская фирма «Ambi-Budd», после чего их по железной дороге направляли на завод в Вольсбурге для дальнейшей комплектации.

Названием «Kübelwagen» или «Kübelsitzwagen» обозначались не только «VW Typ 82». Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, на начальном этапе при проектировании которых, из-за необходимости как можно больше облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые; сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kübelsitz). В дальнейшем, несмотря даже на некоторые различия в конструкциях, а также наличие или отсутствие сидений - «лоханок», название «Kübelwagen» закрепилось за всеми автомобилями этого типа.

«VW Typ 82» использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненных и в качестве передвижной мастерской. На базе VW Typ 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей.

Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало «Kfz.1» и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в Вермахте и войсках СС. На заднеприводном шасси типа «82» в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного «KdF-38» (всего произведено 667 ед.). Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 (в 1942-44 гг. произведено 564 ед.) с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen) (в 1942-44 гг. произведено 14283 ед.).

 

Технические характеристики VW Typ 82 (с 1943 года)

  Тип кузова 4-дв. окрытого типа
  Число мест 4
  Длина, мм 3740
  Ширина, мм 1600
  Высота, мм 1650
  Колесная база, мм 2400
  Дорожный просвет, мм 290
  Колея передних колес, мм 1356
  Колея задних колес, мм 1360
  Масса снаряженная, кг 725
  Полезная нагрузка, кг 450
  Тип привода задний
  Коробка передач 4-ст.
  Тип двигателя карб.
  Система охлаждения воздушная
  Объем двигателя, куб.см 1130
  Число цилиндров 4 (опозит.)
  Мощность двигателя, л.с./об. 25/3500
  Макс. Скорость, км/ч 82

 

 

 

По материалам Википедии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam