ProAuto-1890

Автомобильный исторический онлайн журнал.

proauto.in.ua

Эволюция автомобилей за 200 лет. Только интересные факты из истории автомира.

Первый советский вездеход массового производства - ГАЗ-64 (1941 - 1943)

ГАЗ-64 — первый советский серийный военный внедорожник с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. ГАЗ-64 предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача, но в армии фактически являлся универсальным транспортным средством пехоты. Автомобиль получил красноармейские прозвища «Козлик» и «Иван-виллис», которые затем перешли и на последующую модель ГАЗ-67.

История создания армейского внедорожника ГАЗ-64

Советско-финская война 1939 - 1940 годов выявила острую необходимость в небольшом, предельно простом и дешевом в производстве, но очень надежном автомобиле повышенной проходимости для комсостава Красной Армии, а также для разведки, связи и буксировки легких артсистем. Ничего подобного в советской армии до сих пор не было. Комсостав ездил на обычных легковых ГАЗ-А и ГАЗ-М1. Весьма устаревший ГАЗ-А («Форд-А» образца 1927 года) более или менее годился для фронтовой службы — у него были съемные брезентовые боковины и верх, неплохая проходимость по снегу и грязи. Однако, для полноценного армейского автомобиля этого было мало. «Эмку» (ГАЗ-М1) в армии любили, на ней ездили командиры дивизий, бригад, а если повезет, то и полка. Во время войны ее широко применяли на фронте, правда, за неимением лучшего. Даже немцы использовали трофейные ГАЗ-М1. Но все-таки это была легковая, в лучшем случае, «тыловая» машина, а не полноценный армейский вездеход, и уж тем более, не тягач.

Нарком В.Малышев в конце января 1941 года вызвал Виталия Андреевича Грачева (конструктор и автор ГАЗ М1), которого хорошо знал и уважал. Показывая ему фото в американском журнале Automotive Industries с поднимающимся по ступеням Белого дома вездеходом «Бантамом», приказал сделать такой же. Одновременно, в порядке конкурсной разработки, подобное же задание получил и НАТИ.

Перед коллективом конструкторов горьковского автозавода была поставлена задача - в предельно сжатые сроки создать для армии простой и дешевый внедорожник, максимально унифицированный с уже освоенными в производстве узлами.

Команда конструкторов под руководством Виталия Грачева приступила к работе 3 февраля 1941 года, а через 51 день (!) после начала проектирования, 25 марта состоялся первый выезд прототипа, получившего индекс ГАЗ-64.

Создатели ГАЗ-64 талантливо и максимально эффективно использовали готовые узлы и детали машин действующего производства — вряд ли другим способом можно было решить поставленную правительством задачу в такие невероятные сроки. В конструкции ГАЗ-64 применялись узлы и агрегаты серийных автомобилей: от ГАЗ-61 - рулевой механизм, тормоза (кроме привода), доработанный передний мост, раздаточная коробка, задние рессоры, и от ГАЗ-ММ — двигатель и доработанная 4-ступенчатая КПП.

Целиком новыми являлись: рама, передняя подвеска и кузов, для изготовления которого не требовалось сложных штампов. ГАЗ-64 зарекомендовал себя простой, неприхотливой машиной с хорошими тяговыми качествами. В обслуживании он не представлял трудностей для водителя, знакомого с «полуторкой».

В апреле 1941 года образцы ГАЗ-64 под условным названием "Разведчик-1" (Р-1) прошли армейские испытания и были рекомендованы к серийному выпуску.

Кузов

Кузов — открытый, четырёхместный (передние сиденья - раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы и специальное оборудование. Для быстрого входа и выхода в кузове не были предусмотрены двери. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы, что делало его простым в изготовлении.

Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.

Двигатель и электрооборудование

На армейском внедорожнике установили 4-цилиндровый карбюраторный двигатель объемом 3.3 литра и 4-скоростную коробку передач от «полуторки ГАЗ-ММ». Невысокая степень сжатия мотора (всего 4,6) позволяла работать на низкооктановом бензине. Двигатель обладал достаточной мощностью – 50 л.с / 2800 об., что позволяло разгоняться до максимальных 90 км/ч (в идеальных условиях).

Привод осуществлялся на заднюю ось, по мере необходимости, имелась возможность задействовать и переднюю ось. Момент поровну распределялся между ведущими осями посредством 1-ступенчатой раздаточной коробки (от ГАЗ-61).

Все применяемое электрооборудование и приборы  были действующего производства - от ГАЗ-М1 и ГАЗ-ММ. Их количество было сокращено до возможного предела.

Подвеска, ходовая

Из-за дефицитности специальных вездеходных шин размерности 6,50-16" с рисунком «расчленённая ёлка» ещё на заводе (и тем более, впоследствии при эксплуатации) на ГАЗ-64 также устанавливали шины размерности 7,00-16" от «M1», что снижало реальную проходимость из-за дорожного рисунка протектора и более узкого поперечного профиля.

С целью увеличения угла переднего свеса и облегчения преодоления вертикальных стенок (до 0,5 м), в подвеске переднего моста использовались четыре четвертьэллиптические рессоры. Такой подвеске были свойственны частые поломки листов из-за их перегрузки, а также низкая поперечная жёсткость.

Для устойчивости прямолинейного движения в шарнирах всех рессор применили хорошо защищённые и долговечные резьбовые пальцы и втулки от ГАЗ-11. Во избежание продольного раскачивания были установлены четыре (по два на ось) гидравлических амортизатора одностороннего действия (от ГАЗ-M1), а в задней подвеске - стабилизатор поперечной устойчивости.

Привод тормозов всех колёс — механический, тросовый, как и на ГАЗ-11-73, но с жёстким валом без уравнителей, приводимым равноценно ножной педалью и ручным рычагом.

 

Производство и модернизация

До конца 1941 года была выпущена 601 машина. В это время ГАЗ-64 оставался фактически единственной легковой серийной моделью завода. С конца августа 1941 года до апреля 1943 года было произведено 686 автомобилей.

На шасси ГАЗ-64 с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпускался бронеавтомобиль БА-64. Его производство, естественно, было приоритетным, что и выразилось в количестве выпущенных бронеавтомобилей, составившем 3903 ед.

Несмотря на все достоинства, автомобиль получился несколько недоработанным, что было связано, в первую очередь, со сжатыми сроками проектирования. Чего стоила одна только суженная колея колес, из-за которой автомобиль не вписывался в колеи, проложенные грузовиками, а также имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах.

План проведения коренной модернизации ГАЗ-64 утвердили 26 сентября 1942 года, но к его реализации приступили только 15 февраля 1943 года. Над модернизацией «Русского Виллиса» трудились в марте 1943 года ведущий конструктор Г.М.Вассерман, конструкторы Ф.А.Лепендин (компоновка), В.В.Банников. А.Л.Иванов, Ю.М.Немцов, А.Г.Кузин под руководством В.А.Грачёва.

В конце апреля 1943 года было выпущено 3 опытных образца обновленного «Козлика», получившего обозначение ГАЗ-64В. Он имел незначительные усовершенствования, в частности, слегка увеличенную колею передних колес до 1293 мм (против 1278 мм – у «64»).

Только в мае 1943 года была создан окончательный вариант с нормальной колеей (как у грузовых моделей ГАЗа - 1446 мм), которая повлекла за собой дополнительные технические усовершенствования. Летом модернизированному автомобилю присвоили новый индекс – «67». Но это уже тема для новой статьи, которая обязательно будет опубликована на нашем сайте.

Технические характеристики ГАЗ-64 

  Годы выпуска 1941 - 1943
  Тип кузова 2-дв. окрытого типа
  Число мест 4
  Длина, мм 3305
  Ширина, мм 1530
  Высота, мм 1690
  Колесная база, мм 2100
  Дорожный просвет, мм 220
  Колея передних колес, мм 1278
  Колея задних колес, мм 1245
  Масса снаряженная, кг 1200
  Полезная нагрузка, кг 400
  Тип привода полный (подключаемый)
  Раздатка 1-ст.
  Коробка передач 4-ст.
  Тип двигателя карб.
  Объем двигателя, куб.см 3285
  Число цилиндров 4
  Мощность двигателя, л.с./об. 50/2800
  Крутящий момент, Н*м/об. 167/1400
  Макс. Скорость, км/ч 90

 

 

По материалам Википедии

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПроАвто-1890 by ProAutoTeam